17.06.2008 Лукашенко: "процедура госзакупок должна быть максимально прозрачной" Вся процедура государственных закупок в Беларуси должна быть максимально прозрачной и дебюрократизированной. Соответствующее поручение дал 13 июня президент Беларуси Александр Лукашенко по итогам совещания, посвященного вопросам совершенствования порядка госзакупок. В 2006 году в Беларуси был принят указ "О государственных закупках", которым установлен единый для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей порядок закупок товаров (работ, услуг), осуществляемых полностью или частично за счет бюджетных средств, введена экономическая и административная ответственность за нарушения в данной сфере. До этого времени единая система законодательства о госзакупках в стране отсутствовала, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера. Благодаря созданию целостной процедуры контроля за государственными закупками в республике повысилась эффективность использования бюджетных средств. Проводимый в течение полутора лет после принятия указа мониторинг практики применения нового порядка выявил как его преимущества, так и определенные недостатки. К очевидным плюсам президент отнес тот факт, что документ стал своеобразным каркасом, вокруг которого выстраивалась система государственных закупок. В соответствие с ним приведены решения, принятые ранее органами власти. Александр Лукашенко констатировал, что реализация этого указа позволила в 2007 году сэкономить бюджетных средств на сумму почти Br170 млрд. В целом же объем государственных закупок за счет средств республиканского и местных бюджетов в минувшем году составил Br13,5 трлн. Отмечая важность вынесенного на обсуждение вопроса, президент подчеркнул: необходимо сделать так, чтобы выделяемые государством деньги расходовались максимально эффективно. "Мое отношение к порядку использования бюджетных средств вы знаете. Ни один рубль не должен быть потрачен впустую. А спрос за вольное либо невольное разбазаривание государственных ресурсов должен быть жесточайший", - заявил Александр Лукашенко. Как свидетельствует мировой опыт, альтернативы конкурсному процессу государственных закупок нет, в противном случае - расцветают коррупция и злоупотребления. А избежать этого можно только создав эффективную систему правил, подробно регламентирующих все этапы процесса закупок, выстроив четкие механизмы контроля, убежден глава государства. Участникам совещания было предложено обменяться мнениями по проекту указа, которым вносятся коррективы в систему государственных закупок с учетом развития народно-хозяйственного комплекса республики и соответствующих изменений экономических реалий. Главный вопрос, на котором, по словам президента, необходимо сконцентрировать все внимание, - насколько документ соответствует требованиям современности и позволит ли он создать надежный барьер бюрократизму и необоснованным проволочкам. "Очень важно, чтобы все этапы и элементы процедуры государственных закупок были четко прописаны и имели однозначное толкование. Любая неопределенность - это та самая "мутная вода", которой поспешат воспользоваться нечистые на руку, стараясь получить незаконный доход", - сказал Александр Лукашенко. Прозрачность, конкурентность, рациональное и эффективное использование бюджетных средств - такими качествами должна обладать усовершенствованная система госзакупок в Беларуси, отметил президент. Министр экономики Николай Зайченко отметил, что действующая согласно указу регламентация госзакупок соответствует международным аналогам. При этом учтена и белорусская национальная специфика, связанная с усилением контроля за наиболее дорогостоящими закупками, централизацией закупок и формированием круга специализированных органов и организаций, установлением экономической и административной ответственности за нарушение порядка. В результате создана трехуровневая схема госзакупок: первый уровень представлен республиканскими и областными комиссиями, образованными главой государства, облисполкомами и Мингорисполкомом, второй - организаторы и уполномоченные организации, образованные вышестоящим органом или президентом, третий - непосредственно сами заказчики. Среди неоспоримых достоинств действующей системы - введение планирования закупок, широкое применение конкурсной системы и централизованных закупок, повысивших уровень конкуренции и тем самым обеспечивших более рациональное и эффективное использование государственных средств. Вместе с тем проявились и недостатки. Главные из них - излишняя зарегулированность процесса закупок, некоторое снижение оперативности и самостоятельности в их проведении. Кроме того, результаты проверок соблюдения законодательства о госзакупках указывают на необходимость установления административной ответственности членов конкурсных комиссий, поскольку выявленные нарушения чаще допускаются именно такими комиссиями. В связи с этим правительством подготовлены предложения по внесению изменений в порядок госзакупок. По словам Николая Зайченко, проект указа, по существу, становится четким путеводителем по процедуре государственных закупок. К примеру, в числе предлагаемых новаций - введение дополнительного вида процедур закупок - конкурса-редукциона, предусматривающего проведение торгов, направленных на понижение цены; создание вместо Республиканской конкурсной комиссии по государственным закупкам медицинской техники, изделий медицинского назначения и лекарственных средств двух комиссий с разделением специализации. Ознакомившись с позицией разработчиков проекта указа, президент дал критическую оценку услышанному: предлагаемые меры носят в большей степени косметический характер, а не являются действенным средством против бюрократизма в этой сфере. По мнению главы государства, деятельность межведомственных комиссий в этой области зачастую приводит лишь к волоките, излишнему формализму, затягиванию сроков, а нередко и к злоупотреблениям. "На данном этапе необходимо найти более простую форму. К примеру, опустить до уровня министров, губернаторов и руководителей предприятий решение вопросов об осуществлении госзакупок, они же будут нести ответственность. На следующем этапе, возможно, всем будут заниматься только заказчики. А мы должны создать такую жесткую систему контроля, чтобы злоупотребления не были возможны: ответственность проверяющих и правоохранительных органов должна быть значительно повышена. Мы также, возможно, будем давать губернаторам и министрам оценку, сколько они сэкономили средств. Но просто подшлифовывать то, что уже есть - недопустимо", - сказал президент. По мнению главы государства, при осуществлении госзакупок необходимость импорта должна быть четко обоснована. "Каждый министр, губернатор перед закупкой должен знать: есть ли требуемый товар в стране или нет. Кроме того, необходимо категорически исключить участие посредников при закупке отечественных товаров за счет бюджетных средств", - заявил Александр Лукашенко. Глава государства также выдвинул идею о том, что итоги проведения тендеров можно было бы публиковать в средствах массовой информации. Такой подход будет содействовать тому, чтобы система становилась более честной, прозрачной, дебюрократизированной. Президент добавил, что всем заинтересованным предстоит самим проработать целесообразность сохранения межведомственных комиссий, занимающихся вопросами госзакупок, и определить их новые функции в связи с возможными нововведениями. Первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко высказался в поддержку предложений главы государства, отметив, что таким образом будут сняты многие вопросы, в том числе в части неоправданно затягивающихся сроков проведения аукционов и тендеров. Губернаторы были единодушны во мнении о том, что действующая система госзакупок является громоздкой и сложной. Председатель Высшего хозяйственного суда Беларуси Виктор Каменков выразил убежденность в том, что в случае принятия новшеств необходимо предусмотреть возможность обжалования решений конкурсных и тендерных комиссий участниками соответственно конкурсов и тендеров. Президент поручил доработать проект указа с учетом прозвучавших замечаний и мнений. На совещании были рассмотрены и другие злободневные вопросы, в том числе касающиеся борьбы с коррупцией, строительства дорог, землепользования, проведения вступительной кампании в вузы. Александр Лукашенко назвал недопустимой нынешнюю ситуацию в дорожном строительстве: к качеству работы дорожников есть немало обоснованных претензий. А ответственные за эти вопросы чиновники не обеспечивают должный контроль и принятие соответствующих мер, заявил президент. Глава государства также потребовал полностью исключить случаи возведения хозяйственных построек либо иных объектов на территориях, пригодных для земледелия. |