09.07.2008  Москва: рейдеры проникли в сферу госзаказа

   Появившемуся недавно в Москве виду мошенничества в сфере госзаказа была посвящена пресс-конференция «Противодействие нерыночному давлению на конкурсные комиссии», состоявшаяся 9 июля в здании правительства Москвы на Новом Арбате.
   Руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев заявил, что на сайте департамента размещена оперативная информация для участников торгов, сталкивающихся с неблаговидной деятельностью отдельных структур, пытающихся за небольшую мзду обеспечить победу компании-заказчика в столичных конкурсах.
   “Несмотря на то, что в первом полугодии 2008 года Федеральный закон N94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» работает устойчиво и постоянно отлаживается, экономя тем самым бюджетные средства, положение в сфере госзаказа остается сложным: сговор участников конкурсов продолжает иметь место», - отметил Г.Дегтев. По его данным, экономия на сегодняшний день составляет 25 млрд рублей, но и ущерб, полученный за счет отклонения от участия в конкурсах недобросовестных структур, оценивается в 12 млрд рублей. Всего за 2008 год московская городская система госзаказа успела заключить 50 тысяч контрактов на сумму в 400 млрд рублей.
   "В связи с последними тенденциями мы отмечаем снижение числа претендентов на участие в аукционах на 10%, в конкурсах - на 8-9%: компании, не уверенные в своем профессионализме, часто нанимают посреднические структуры, якобы гарантирующие им победу в мероприятиях госзаказа. Таких посредников мы предпочитаем именовать рейдерами. Их мы насчитали в Москве уже около 50 организаций, и это опасная тенденция», - подчеркнул Г.Дегтев.
   Рейдеры берут с претендентов суммы гораздо большие, чем стоимость конкурсной документации, которая составляет 5 тыс. руб., и задатка, размер которого всегда оговаривается в конкурсной документации.
   «Иногда информация о более выгодных участниках конкурсов проходит в СМИ, как это случилось зимой при закупке городом реагентов против наледи, и суды по этим фактам уже состоялись», - напомнил Г.Дегтев.
   Он полагает, что для ликвидации существующего положения вещей, во-первых, крупные подрядчики должны создать саморегулируемые организации, которые будут информировать госзаказчиков о добросовестности того или иного подрядчика. Во-вторых, претенденту следует помнить, что 20% работ по контракту должно быть выполнено им до вступления в конкурсную борьбу за заключение госконтракта, в подтверждение своей компетенции претендент обязан представить образцы своей продукции, чего сейчас почти не делается. В-третьих, реестры деловой репутации и недобросовестных поставщиков должны иметь статус публичных.
   «В период с 2005 по 2007 годы было проведено 10 000 проверок, 9 тысяч из которых – в сфере горзаказа, а 1 тысяча – в сфере инвестиционных торгов, в ходе которых было выявлено 400 различных нарушений, в том числе 200 поддельных справок о задолжностях перед бюджетами различных уровней, а также 30 поддельных банковских гарантий», - сообщил Г.Дегтев.
   Конкурсные процедуры в Москве достаточно открыты – все заседания аукционных комиссий транслируются в Интернете, а городская конкурсная комиссия – по внутриправительственной системе. Однако менее половины членов конкурсных комиссий имеют профессиональные сертификаты, и не все из них помнят, что несут персональную ответственность за принимаемые решения. Штрафы от 10 до 50 тысяч рублей недобросовестный член конкурсной комиссии заплатит из своего кармана.
   «Членам конкурсной комиссии, а также компаниям-подрядчикам и органам правопорядка следует оперативнее реагировать на нарушения в сфере госзаказа. Дальнейшего совершенствования требует и конкурсное законодательство, которое в Москве имеет более проработанный характер, чем на федеральном уровне. Москва приняла недавно решение о создании рейтинга эффективности и прозрачности размещения государственного заказа, что будет дополнительно способствовать совершенствованию конкурсных процедур», - подытожил Г.Дегтев.
   Он считает, что в структуре госзаказа необходимо создать центры для приема анонимных обращений от участников конкурсов по поводу нарушений в этой сфере.
   Руководитель территориального управления ФАС по Москве и Московской области Таисия Ткачева подчеркнула роль реестра недобросовестных поставщиков в совершенствовании конкурсных процедур: занесение в него компаний, уклонившихся от заключения госконтракта, исчезнувших вместе с государственными средствами, выделенными в качестве аванса, нарушившими условия госконтракта или просто переоценивших свои силы, лишает такие компании права участия в конкурсах на двухлетний срок.
   «Москва является признанным лидером страны по реализации 94-ФЗ и не только по бюджетным суммам, но и по нормативному обеспечению торгов. И здесь отстает как раз не город, а нормотворец: закон, как известно, был принят очень быстро, и в течение всего одного года в него было внесено 400 изменений», - отметила Т.Ткачева.
   По ее выражению, на хорошо удобренном бюджетными средствами поле появились эдакие «сорняки», «дети лейтенанта Шмидта», а проще говоря, проходимцы, присутствие которых косвенно чувствуется почти в каждой жалобе, подаваемой в ФАС по Москве и области.
   Большее число жалоб поступает на сегодня из области (всего в месяц – по 300 штук), и наибольшее сожаление вызывает то, что появились «профессиональные участники конкурсов», они же профессиональные жалобщики на невыгодные им результаты конкурсов. Злоумышленникам должен быть поставлен надежный заслон.
   «Образно говоря, ворота к бюджетным деньгам не должны быть распахнуты настежь», - заключила Т.Ткачева.