17.07.2008  Самарская обладминистрация превращается в крупнейшего заказчика IT-услуг

   Облправительство приняло ряд нормативных актов, закладывающих расходы на IT в облбюджет. В ближайшие 3 года затраты превысят 1,5 млрд руб., а к моменту формирования бюджета сумма может увеличиться за счет готовящихся сейчас проектов. В результате значимость обладминистрации как заказчика информационных и коммуникационных продуктов возрастет, отмечают эксперты, и это заставит региональные компании скорректировать стратегии, чтобы повысить свои шансы на тендерах.
   9июля обладминистрацией был принят «План мероприятий по реализации концепции формирования в Самарской области электронного правительства». Данный документ предусматривает финансирование на общую сумму почти 716 млн руб. для реализации в течение 2009-2011 гг. 69 проектов в сфере информационных технологий. В основном, это создание автоматизированных информационных систем, формирование реестров и баз данных, которые должны создать основу для межведомственного взаимодействия, в том числе с федеральными и муниципальными органами власти, и оказания госуслуг в электронном виде.
   Утверждение расходов продиктовано требованиями федерального центра — Стратегией развития информационного общества в России и концепцией формирования в РФ электронного правительства. Один из целевых показателей — к 2010 г. органы власти должны определить и начать оказывать 10 наиболее востребованных госуслуг в электронном виде, к 2015 г. — 100% госуслуг, которые могут быть предоставлены в безбумажной форме.
   План мероприятий по электронному правительству дополнил принятый двумя неделями ранее другой документ «План мероприятий по государственной поддержке развития местного самоуправления в Самарской области на 2008-2010 гг.». Это еще более 764 млн руб. на IT-проекты.
   Кроме того, значительный объем средств выделяется по отдельным нормативным правовым актам и не включен в данные документы. Например, принятая в 2006 г. программа развития адресного взаимодействия с жителями Самарской области в сфере здравоохранения и социального развития, в которой ежегодные затраты на IT составляют более 120 млн руб. Наконец, часть проектов еще находится в разработке, в частности организация дата-центра областного правительства — Регионального центра управления государственными и муниципальными информационными системами и ресурсами.
   На основании принимаемых сейчас документов будет сформирована расходная часть облбюджета, и тогда можно будет говорить о точном размере IT-бюджета. Ожидается, что расходы превысят 500 млн руб. в год, отмечают в аппарате правительства Самарской области, являющемся координатором внедрения и развития IT-технологий в региональных органах исполнительной власти. После утверждения Губернской думой бюджета этой осенью облправительство закрепит статус одного из крупнейших заказчиков IT-продуктов и услуг.
   Опрошенные «ДК» эксперты полагают, что это заставит многие IT-компании Самары и региона задуматься о налаживании отношений с облправительством и о том, как повысить свои шансы на тендерах. «500 млн руб. — это приличная сумма, значительная часть всего регионального рынка. Она привлечет немало компаний», — отметил гендиректор «АСКОН-Самара» Павел Самойлов. По его мнению, местные игроки начнут оптимизировать свои компании: наращивать количество ресурсов и компетенции, а также искать менеджеров по продажам, вхожих в министерства. «Уверен, что для местных компаний рост затрат обладминистрации станет стимулом для развития», — заявил директор компании «Лидер АйТи» Максим Шенцев. Гендиректор «Самара-Интернет» Андрей Санников пояснил, что, получив заказы от облправительства, местные IT-компании приобретут платформу для развития: они смогут разработать специализированные продукты и экспортировать их в соседние регионы.
   Другое дело, что крупных заказов широкий круг самарских компаний не получит, отмечают эксперты. «Сроки реализации большинства проектов сжатые — 3-4 месяца, то есть конкретные компании будут готовить решения заранее, а одержав победу в тендере, только завершать проекты. Сторонним подрядчикам будет слишком рискованно вступать в борьбу, вкладывать собственные средства в разработку, чтобы в итоге с высокой вероятностью проиграть на торгах, — продолжает Максим Шенцев. — Скорее всего, круг подрядчиков на заказы правительства уже определен, о чем говорит, например, указание в плане работ мультиагентных технологий. Впрочем, не исключено, что, увидев значительные бюджеты, москвичи будут жестко бороться на торгах — вплоть до жалоб в надзорные органы на то, что в документах обладминистрации прописаны конкретные технологии, на основе которых должны быть реализованы проекты».
   Павел Самойлов считает, что, хотя большие заказы неминуемо достанутся москвичам, самарцы смогут рассчитывать на часть заказов. Преимущества их перед московскими интеграторами — географическая близость, больше ресурсов в регионе и меньшие цены, так как региональные внедренцы не несут затрат на перелеты и размещение специалистов.
   В крайнем случае, подытоживает Андрей Санников, самарские компании будут осуществлять поддержку внедренных московскими конкурентами решений, так как летать каждый раз из столицы, например, в Пестравский район нецелесообразно.