24.07.2008  В Башкортостане будет проверен каждый муниципальный заказ

   О дополнительных мерах по расширению представленности продуктов питания местных товаропроизводителей в закупках для государственных и муниципальных нужд Башкортостана шла речь на расширенном заседании Правительства республики в понедельник. По мнению Премьер-министра Правительства РБ Раиля Сарбаева, этот вопрос не имеет простого ответа. С одной стороны, этот процесс регулируется федеральным законодательством о размещении заказов и защите конкуренции. С другой - в целях обеспечения продовольственной безопасности и развития сельхозпроизводства республика должна оказывать и оказывает поддержку местным товаропроизводителям. Это общепринятая практика во всем мире. Важно найти "золотую середину".
   О ситуации в этой сфере подробно доложил министр экономического развития республики Евгений Евтушенко. По данным органов статистики, в прошлом году государственные заказчики заключили более 123 тысяч контрактов и сделок на 20,6 миллиарда рублей. По сведениям администраций муниципальных районов и городских округов, муниципальными заказчиками заключено более 328 тысяч сделок почти на 17 миллиардов рублей. В текущем году ситуация практически не изменилась.
   Министр отметил, что администрации районов и городов не в полной мере выполняют федеральный закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Более 20 администраций в качестве контрольных органов определили своих же должностных лиц, а также различные общественные комиссии.
   Вместе с тем, согласно закону органом, уполномоченным на такие дела, может быть только орган местного самоуправления - отдел, сектор или иное подразделение администрации. Контрольные органы Сибая, Салавата, Баймака, Баймакского и Дюртюлинского районов не проводили в прошлом году ни одной проверки размещения заказов. 20 администраций при проверке не выявили ни одного нарушения закона.
   Сложившаяся практика контроля за размещением заказов свидетельствует о невысоком уровне организации и низком качестве проводимых проверок. Слабо поставлена работа по информационному обеспечению муниципальных заказов. На большинстве сайтов, за исключением Стерлитамака, Нефтекамска и Туймазинского района, информация о заказах для муниципальных нужд представлена не в полном объеме. Отсутствуют документация о торгах, формы котировочных заявок, проекты муниципальных контрактов и другое. Доступ к указанной информации сложен, а в некоторых случаях даже невозможен. Зачастую работа большинства интернет-порталов носит формальный характер. На сайтах Дуванского, Белорецкого, Караидельского районов не размещены реестры муниципальных контрактов, что также является существенным нарушением законодательства.
   Муниципальные образования, у которых отсутствует своя страница в глобальной сети, должны размещать реестры муниципальных контрактов на республиканском сайте. Между тем на сегодня только 30 муниципальных образований прибегают к этому варианту.
   В течение 2007 года и в первом квартале 2008-го государственным и муниципальным учреждениям поставлено продуктов питания республиканского производства на 1,4 миллиарда рублей. Это порядка 70 процентов общего объема закупленной продовольственной продукции.
   Основная часть поставок продовольствия для государственных и муниципальных нужд приходится на предприятия и организации, зарегистрированные на территории республики. Остальное ввозится из других регионов страны - это товары, которые не производятся в республике или выпускаются в объемах, недостаточных для обеспечения региональных потребностей.
   При этом в отдельных приграничных районах доля "местных" продуктов не превышает половины всего объема закупок. Среди причин, определяющих сложившуюся ситуацию, - низкая доля транспортных расходов и конкуренция по ценовым характеристикам, более широкий ассортимент продуктов нереспубликанского производства. Имеют место случаи нарушения со стороны муниципальных и государственных заказчиков и закупочных комиссий: необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, несоблюдение порядка размещения информации о заказах на поставку продуктов питания и так далее.
   По результатам 2007 года государственными и муниципальными заказчиками отклонено более 550, а в первом квартале текущего года около 140 заявок на участие в торгах. При этом нередко единственным критерием оценки и сопоставления заявок в аукционе является цена контракта.
   В марте этого года принята программа развития конкуренции на продовольственных рынках республики на 2008 год. Ее цели - формирование конкурентной среды, насыщение рынка качественными товарами и услугами.
   Евгений Евтушенко предложил Правительству РБ рассмотреть и утвердить комплекс дополнительных мер по повышению уровня представленности продукции местных товаропроизводителей. Одна из предлагаемых мер - подготовка соответствующих методических материалов. Также предполагается создание подведомственными бюджетными учреждениями сводных планов закупок для последующего их представления в Минсельхоз РБ. Важная роль здесь отводится Минобразования, Минздраву, Минтруда, а также администрациям в части контроля размещения.
   Раиль Сарбаев поинтересовался у министра экономического развития республики, какова оптимальная доля продуктов питания местных производителей в системе государственных и муниципальных заказов. По мнению Евгения Евтушенко, эта планка может быть повышена до 80 процентов, в отдельных районах - до 90.
   Премьер-министр Правительства считает, что имеющиеся в этом деле вопросы могут решить сами главы администраций, у которых под контролем и денежные средства, и продукция, и конкурсы по размещению заказов. Раиль Сарбаев дал задание своим подчиненным силами Аппарата Правительства в целом по республике провести анализ закупки продукции местных производителей в разрезе каждого района и каждой отрасли.
   Проблемы при размещении заказов есть и у сельхозпроизводителей. По словам первого заместителя Премьер-министра Правительства - министра сельского хозяйства РБ Шамиля Вахитова, основная проблема в том, что немалая часть продукции закупается через посредников. Надо определиться с органами санитарно-эпидемиологического надзора по поводу того, возможно ли кормить детей так называемым блочным мясом. Оно на 15-20 рублей дешевле мяса местного производства, но не идет даже на производство колбасы. Другой пример - импортные окорочка. Есть районы, где их завозят из Германии. Хотя, например, авдонские по цене такие же, но по качеству гораздо лучше.
   Раиль Сарбаев строго спросил с главы администрации МР Белокатайский район Ивана Никулина: почему в районе один из самых низких показателей доли продуктов питания местного производства в муниципальных закупках. За первый квартал этого года он составил всего 44,7 процента.
   Министерству экономического развития РБ дано задание доработать решение Президиума Правительства с учетом высказанных предложений и замечаний.