19.10.2008  Мэрия Иркутска хочет продавать пассажирские маршруты с аукциона

   Введения новых правил игры с маршрутчиками ожидают в администрации Иркутска.
   Свои надежды на получение рычагов воздействия на коммерсантов-перевозчиков власти областного центра связывают с законопроектом «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в РФ», второе чтение которого планировалось в Государственной думе на сентябрь. Рассмотрение законопроекта не состоялось, но надежды все еще живут.
   Как пояснил газете «Областная» начальник отдела транспорта и связи департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации Иркутска Юрий Гамзулин, законопроект определяет пределы полномочий муниципалитета, федеральных, региональных структур. С его принятием мэрия сможет регулировать рынок перевозок пассажиров общественным транспортом.
   – Это необходимо, потому что транспортная система подразумевает некую организацию, структуру движения, а у нас сейчас хаос – кто сколько захотел, тот столько автобусов и пустил, – отметил Юрий Гамзулин.
   В проекте закона прописан механизм распределения маршрутов между перевозчиками. Так, мэрия составляет реестр необходимых городу маршрутов, а затем проводит аукцион, на котором разыгрывает право перевозить пассажиров по конкретной линии или сразу целому ряду направлений. Участвовать в торгах смогут все желающие.
   – К аукционам будут допускаться юридические лица, индивидуальные предприниматели или муниципальные предприятия, имеющие в своем распоряжении подвижной состав и лицензию на право осуществления пассажирских перевозок, – отметил Юрий Гамзулин. – Победит тот, кто даст, например, лучшую цену за право перевозить пассажиров, наиболее экологически чистый и новый транспорт, меньший тариф на свои услуги для населения.
   В договоре, который заключат мэрия и перевозчик, будут указаны максимальная и минимальная вместимость транспортного средства, выходящего на конкретный маршрут, интервал движения, общее количество автобусов. В принципе, признается Юрий Гамзулин, подобные условия работы оговариваются властями города и транспортными фирмами и сейчас, но законодательной опоры для этого нет.
   Если законопроект будет принят, то именно муниципалитет станет решать, в скольких автобусах нуждается определенный маршрут. При этом, как заверил Юрий Гамзулин, при расчете оптимального количества транспорта будут отталкиваться не только от выгоды, но и от возможностей улично-дорожной сети – сколько машин в единицу времени смогут вместить магистрали города.
   Для нарушителей условий договора законопроектом предусмотрены санкции. Так, например, за срыв в интервале движения или подмену автобуса большой вместимости «микриком» предусмотрено право мэрии на расторжение договора и недопуск проштрафившегося коммерсанта к маршрутным аукционам в течение года.
   Однако, несмотря на это, перевозчики так же с нетерпением ожидают принятия закона. Основным положительным моментом для них является то, что договор на право пользоваться маршрутом будет срочным и заключать его станут, как правило, на пять лет. Такая гарантия позволит коммерсантам вкладывать в бизнес деньги, зная, что они не останутся без работы минимум пятилетку.
   Сейчас в мэрии проводятся конкурсы на право пользоваться маршрутами, однако пока на торги выставляют лишь социально значимые направления. Таковых, не приносящих прибыли, но важных для горожан, по словам Юрия Гамзулина, в областном центре насчитывается 19. Среди них, например, маршруты № 1 (Центральный рынок – Зверохозяйство), № 11 (Чайковского – Постышева), № 62 (Вересовка – Центральный рынок). В конкурсе принимало участие только МУП «Иркутскавтотранс», коммерсантам же данный фронт работ не был интересен.
   Однако постоянно в отдел транспорта и связи администрации Иркутска поступают предложения от перевозчиков по открытию новых маршрутов. Например, сейчас на столе Юрия Гамзулина находится папка с пятью такими предложениями. Конкретизировать направления он отказался, но уточнил, что среди них есть и маршруты, ведущие в новые жилые микрорайоны.
   – Решение об открытии нового маршрута принимается на комиссии, в которую входят представители транспортной инспекции, ГИБДД и администрации Иркутска, – рассказал Юрий Гамзулин. – Надо отметить, что в последние годы новых маршрутов открылось не так уж и много. Если говорить о строящихся микрорайонах, то их транспортная инфраструктура зачастую не готова к принятию общественного транспорта. Просто нет нормальных дорог, ведущих к жилым комплексам. Их прокладкой компании-застройщики не занимаются, а мэрии делать это нет резона – пока микрорайон достроят, строительная техника разрушит полотно. Думаю, в этом случае владельцам квартир в новостройках следует договариваться с застройщиками о подведении дорог к домам.
   Но есть и исключения. Некоторые строительные компании не ждут инициативы «снизу», а сами принимают решение о запуске маршрутов к новостройкам. Так, в этом месяце планируется открыть маршрут № 68, соединяющий центр города с микрорайоном Ерши. Здесь состояние дорог позволяет ходить общественному транспорту.
   – Уже заключен договор, согласована в ГИБДД схема движения, остается дождаться окончания процедуры сертификации, которую проходят три наших маршрутки, – пояснил генеральный директор строительной компании «Норд-Вест» Владислав Гусев. – Как только это случится, микроавтобусы начнут курсировать по маршруту: ПТУ № 14 – улица Байкальская – Центральный рынок и обратно. Планируется, что маршрутки будут двигаться с интервалом 30 минут. Если понадобится чаще, будем расширять автопарк, хотя это не совсем наш бизнес.
   Попробовать свои силы в качестве перевозчиков руководителей «Норд-Веста» заставили думы о будущем основного бизнеса.
   – Только в микрорайоне Ерши построено порядка 40 тысяч «квадратов» жилья, еще 60 тысяч – в микрорайоне Зеленый берег. Всего в этих домах будет жить около 7 тысяч человек, – говорит Владислав Гусев. – И всем им будет нужно как-то добираться до города. Мы не могли ждать, когда нам кто-то предложит свои услуги по перевозке пассажиров, поэтому решили сделать все сами.