29.11.2008  Татарстан: "конкурентную среду похоронили в госзаказе"

   Три миллиарда рублей - таков размер средств, переплаченных поставщикам при размещении госзаказа вследствие слабого контроля. Об этом вчера на коллегии Министерства экономики РТ заявил генеральный директор ГУП "Агентство по госзаказу РТ" Яков Геллер. По мнению Геллера, сегодня возникла необходимость формирования некоего отдельного государственного органа при Минэкономики РТ, уполномоченного анализировать и контролировать данную процедуру - аналогично госэкспертизе в строительстве. Тем не менее предложение главы республиканского ведомства не вызвало особого энтузиазма у министра экономики РТ Марата Сафиуллина, выступившего против любых "лишних" организаций.
   Обсуждение несовершенства системы госзаказа началось с теоретической части вопроса, озвученной заместителем руководителя Центра экономических и социальных исследований РТ при Кабмине РТ Олегом Мироновым. Предваряя выступление эксперта, Марат Сафиуллин напомнил участникам коллегии, что год назад на заседании правительства РТ при изучении наиболее злободневных вопросов размещения госзаказа было выявлено отсутствие четкой методики определения начальных цен торгов.
   В итоге, по словам министра, кто-то перестраховывается, кто-то придерживается более консервативной политики, а в итоге бюджетные средства используются не самым лучшим образом. В то же время, считает Марат Сафиуллин, установление начальной цены ближе к рыночной позволит избежать разнообразных коррупционных проявлений и эффективно планировать государственные расходы. Понимая революционность предлагаемых решений, министр призвал участников коллегии не судить строго и вносить свои замечания, поскольку Минэкономики РТ только начинает курировать этот вопрос.
   Между тем Олег Миронов сообщил присутствующим о методике формирования начальных цен торгов, разработанной в Минэкономразвития РФ - пока только по товарам. Цель разработки данной методики, по словам Миронова, заключается в обеспечении максимальной эффективности формирования цен в госконтрактах на муниципальном и региональном уровнях.
   Методика предусматривает поэтапные контролирующие действия, начиная с формирования детального плана госзаказа и заканчивая санкциями за нарушение сформированных начальных цен. При этом госзаказчики получают возможность выбора - либо воспользоваться данными электронного бюллетеня Агентства по госзаказу РТ, либо самостоятельно сформировать начальные цены по данной методике. Однако, как отметил докладчик, контроль правильности применения начальных цен в любом случае остается за Агентством.
   Последним этапом новой методики являются санкции за существенное несоответствие рекомендуемых начальных цен по сравнению с практическими, которые, как выяснилось, выражаются в банальном отказе от размещения данного госзаказа. По завершению доклада Олега Миронова министр экономики предложил было принять проект за основу, а Агентству по госзаказу РТ реализовать его в "пилотном" режиме.
   Однако глава вышеуказанного ведомства Яков Геллер попытался доказать, что корни для проявления коррупции в госзаказе надо искать в другом месте.
   "Хочу напомнить, что в системе госзаказа наиболее благодатная почва для злоупотреблений формируется именно на первом, региональном этапе госзаказа, поскольку второй этап жестко регулируется федеральным законом № 94-ФЗ. Именно на региональном уровне закладываются неправильные цены и условия, нарушающие конкуренцию и устраняющие поставщиков по формальным признакам. Однако возможно, что цена здесь даже не самый главный вопрос!", - заявил руководитель республиканского Агентства по госзаказу. Он напомнил, что сегодня в Татарстане 456 заказчиков, которые почти бесконтрольно формируют заявку по госзаказу, в том числе в части начальной цены контракта.
   По мнению Геллера, вся документация по размещаемым заказам должна контролироваться новым подразделением на предмет коррупционной составляющей, поскольку сегодня частенько "все документы "заточены" под коррупционную дружбу с конкретным поставщиком". На аргумент Марата Сафиуллина, что, мол, для этих целей у нас есть контрольно-ревизионное управление при Минфине РТ, глава Агентства по госзаказу РТ скептически отметил: "В этом году КРО из 456 госзаказчиков проверило только 20 субъектов.
   Соответственно, если штат КРО увеличить в 20 раз, оно сможет проверить по одному (!) госзаказчику в год". И далее продолжил "разоблачение", заявив, что за последние два года удельный вес госзаказа по несостоявшимся торгам возрос с 22% до 78% - то есть в них участвовало менее двух человек. При этом, по данным Агентства, бюджетная экономия по состоявшимся торгам составляет 10%, а по несостоявшимся - 0,5%. "Мы похоронили конкурентную среду. По нашим оценкам, теоретически потерянный дисконт в этом году уже составил 3 млрд. рублей, которые мы в лучшем случае переплатили поставщикам. В худшем случае они легли в карман недобросовестных людей", - заявил Геллер.
   Однако министр экономики РТ не был готов идти навстречу новой инициативе, означавшей для его ведомства дополнительную нагрузку с неопределенно значительными объемами работ. "Я против создания новой структуры", - заявил Марат Сафиуллин, подчеркнув, что необходимо эффективнее использовать имеющиеся технологии. Кроме того, по словам Сафиуллина, в данной ситуации возникают вопросы этического порядка. "Насколько я понимаю, речь идет об эффективности бюджетных расходов, контролируемых Счетной палатой РТ. Но - или мы им доверяем, или мы не доверяем и делаем все сами".
   В завершение Марат Сафиуллин привел железный аргумент против возложения новых (по его мнению, дублирующих) функций на Минэкономики РТ, отметив, что для этого ему понадобилось бы как минимум половина нынешнего штата Счетной палаты Татарстана. А чтобы недобросовестным поставщикам было неповадно, Марат Сафиуллин предложил радикально ужесточить санкции за нарушение начальных цен - изымать у таких госпоставщиков в бюджет незаконно полученную "дельту".