27.11.2008 Москва: закон о госзаказе требует доработки в интересах малого бизнеса В критику 94 Федерального закона о размещении государственного заказа вылилось заседание Комиссии по экономической политике и предпринимательству Московской городской думы, состоявшееся 27 ноября и посвященное участию субъектов малого предпринимательства в размещении госзаказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Первый заместитель руководителя Департамента г.Москвы по конкурентной политике Сергей Зайцев отметил, что по результатам трех кварталов текущего года общая сумма госзаказа приблизилась к сумме 500 млрд рублей, 15 млрд из которых досталась субъектам малого бизнеса, включенным в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы. По лотам в размере 2-3 млн рублей, предусмотренным законом для субъектов малого предпринимательства, проведено 800 процедур на сумму свыше 1 млрд рублей. Сергей Зайцев считает, что особенных проблем участия в размещения госзаказа для московских малых предприятий сегодня не существует. Единственной проблемой, по его мнению, является сложность учета доли участия малого предпринимательства в госзаказе, что объясняется привязкой существующей номенклатуры товаров к предмету размещения госзаказа. Директор Центра развития предпринимательства Центрального административного округа Москвы Павел Ромашкин заявил, что за 9 месяцев 2008 года процент предоставленного малому бизнесу ЦАО госзаказа составил 22,67% при общем среднем показателе по городу 17%. Однако, добавил он, малые предприниматели часто сами не знают, как правильно принимать участие в конкурсе на размещение госзаказа. В то же время ФАС РФ, судя по недавнему заявлению его главы И.Артемьева, завалено жалобами участниками конкурсов, в связи с чем ФАС объявляет о том, что будет приветствовать любые организации, которые будут помогать участникам конкурсов правильно размещать госзаказ. В связи с этим Павел Ромашкин предложил рассмотреть вопрос о контроле за исполнением госзаказа не позже первого полугодия 2009 года. Первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Александр Карпов признал, что проблема с реализацией ст.15 94-ФЗ существует: если в Зеленограде среди субъектов малого предпринимательства размещено до 70% госзаказа, то некоторые госзаказчики в других округах не могут повысить эту цифру выше 6%. Причина создавшегося положения, по мнению А.Карпова, состоит в отсутствии массовых специализированных торгов для малого бизнеса. В свою очередь, причиной фактического отсутствия этих торгов является ограничение стоимости лота в 2-3 млн рублей. Общеизвестно, что лоты, например, по капитальному ремонту зданий и коммуникаций начинаются от 20 млн руб. «Наши предложения по повышению пороговой цены лотов пока не нашли поддержки в Минэкономразвития РФ. Мы предлагаем создать отдельную методологию организации специализированных торгов, где был бы четко определен статус участника. Малый бизнес сегодня выигрывает торги на общих основаниях именно потому, что в Москве он достаточно опытный и профессиональный. К сожалению, даже опытная организация порой допускает ошибки в заявках на участие в торгах, и мы в Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства уже инициировали обучение в будущем году 400 предпринимателей всем тонкостям подачи заявок и участия в торгах и конкурсах. Нужно также подготовить регламент специализированных торгов, а Департаменту по конкурентной политике и Департаменту по экономической политике мы предлагаем вынести на правительство вопрос о дополнительных мерах организации специализированных торгов для малого бизнеса. Что касается 94-ФЗ в общем, нам кажется недостаточным то обстоятельство, что он опирается лишь на фактор цены, как определяющий. Не учитывая ни качество услуг, ни сроки поставки", - заявил А.Карпов. Председатель Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы А.Иоффе также высказал претензии по практике реализации 94-ФЗ и выразил надежду на то, что в процессе его совершенствования примет активное участие Мосгордума. Он предложил поднять планку лота в 2-3 млн рублей как минимум в 10 раз, а также всемерно повышать квалификацию участников торгов. А.Иоффе выразил опасения предложениями некоторых законодателей упразднить Реестр субъектов малого предпринимательства. По мнению А.Иоффе, это автоматически будет означать усложнение бюрократической процедуры участия субъекта малого бизнеса в торгах: предпринимателю сразу понадобится предоставить конкурсной комиссии 3 справки – о количестве работающих на предприятии, о годовом обороте (из налоговой инспекции) и о структуре образования уставного капитала. А.Иоффе предложил сформировать реестр компаний, желающих участвовать в конкурсных торгах, что соответствует рекомендациям Всемирного банка, Евросоюза и ООН. Александр Иоффе считает, что при прочих равных условиях в торгах и конкурсах предпочтение должно быть отдано малому предприятию. Такая норма существует в США. Более того, лоты размером до 25 тыс. долларов, согласно американскому закону, предназначены только для малого бизнеса. Такую норму неплохо было бы ввести и в России. При проведении торгов и конкурсов малые предприятия должны иметь возможность выступать консорциумом, что сразу бы решило в городе проблему капитального ремонта. Наконец, важно обратить внимание на электронные торги по определенной номенклатуре, не подразумевающей разнотолкований. Заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Галина Гущина поддержала все прозвучавшие предложения, включая создание регламента спецторгов, идею обучения участников торгов и увеличения планки лота вкупе с проведением электронных аукционов по лотам размером в 1 млн рублей с постепенным увеличением этого лимита. Заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Виталий Михайличенко также поддержал повышение стоимости лота. Заместитель руководителя Управления ФАС по г. Москве и Московской области Александр Мухин, напротив, отметил, что повышение барьера может означать отсутствие возможности участия в торгах других предприятий. Он полагает, что в городе нельзя создавать ГУПы для выполнения каких-либо специализированных работ в той или иной отрасли – это, по его мнению, убивает малый бизнес. Уровень подготовки сторон–участников торгов на сегодня очень низок, а требования 94-ФЗ порой слишком жестки, и различные мелочи и по сей день служат неправомерным основанием для отклонения заявки, полагает А.Мухин. В целом участники заседания согласились с тем, что 94-ФЗ требует серьезнейших доработок, в том числе в смысле учета процента прибыли предприятия, выигравшего конкурс, а также принципа формирования цен на товары и услуги предприятия и пр. |