26.12.2008 Санкт-Петербург: госзаказ перестанет радовать бизнес В начале 2009 года казна Петербурга уменьшится на 25%. Из-за этого бизнесу, работающему с госзаказом, придется либо уйти с петербургского рынка, либо искать частных заказчиков. К обострению борьбы за средства городского бюджета готовятся прежде всего девелоперы, строители, риелторы, дорожники и перевозчики. Руководитель Ассоциации предприятий дорожного комплекса СПб Юрий Агафонов опасается, что конкуренция заставит компании пойти на демпинг, от которого пострадает качество работ. После поправки ко второму чтению бюджета 2009 г. дорожное хозяйство города уже потеряло 4,8 млрд рублей. Агафонов не исключает, что новое сокращение может вынудить крупные дорожные компании (их в городе около 30) заняться благоустройством дворов, вытесняя из этой сферы более мелких игроков. Мощности и тех, и других уже сейчас простаивают, и некоторые компании готовы уйти в другие регионы, например, в Великий Новгород. Уменьшение количества сделок ожидается на вторичном рынке купли-продажи жилья. По словам вице-президента ассоциации риелторов Петербурга Павла Созинова, это связано не только с сокращением бюджетных расходов, но и с уменьшением количества инвесторов, которые могли бы купить расселенные коммуналки. На их расселение в бюджете-2009 выделено 5 млрд рублей, но, по словам Созинова, реально хватит половины этой суммы. Директор по развитию группы компаний "Интарсия" (занимается реставрационными работами) Дмитрий Горянский считает, что резко обострится конкуренция строительных и реставрационных компаний за госзаказ и в выигрыше окажутся те, кто сможет выполнить весь спектр работ (от проектирования и согласования до ввода объекта в эксплуатацию), не привлекая большого количества субподрядчиков. Глава Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев утверждает, что сокращение бюджета не отразится на компаниях-перевозчиках. Это связано с тем, что помощи из бюджета коммерческие перевозчики не получали никогда. Наоборот, они помогали городу приобрести новый подвижной состав. Киселев не исключает, что перевозчикам придется поднять тариф на проезд, но обещает сделать его экономически обоснованным. Представители частных компаний, занимающихся принудительной эвакуацией автомобилей, ждут, что оплата их услуг снова ляжет на плечи граждан. В Госдуме лежит несколько законодательных инициатив, предусматривающих отказ от оплаты эвакуации из региональных бюджетов. В петербургской казне на эту услугу в 2009 году запланировано 200 млн рублей (тариф на задержание одной машины составляет около 3 тыс. рублей). Руководитель Ассоциации управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере СПб Евгений Пургин предполагает, что расходы на ремонт и содержание жилых домов теперь целиком лягут на собственников квартир. Но он надеется, что грядущее сокращение бюджета затронет и неэффективные, с его точки зрения, жилкомсервисы. По словам вице-губернатора Михаила Осеевского, в следующем году сократится все, вплоть до зарплаты чиновников и закупок жилья у строителей. Первый зампредседателя комитета финансов Сергей Демин сообщил, что экономия коснется и городского заказа. Уже известно, что под сокращение попадут реконструкция аэропорта Пулково, строительство Орловского тоннеля и проект "Надземный экспресс". Кроме того, всем комитетам и территориальным управлениям рекомендовано сократить свои расходы на 10%. Например, в комитете экономического развития, промышленной политики и торговли эта цифра составит более 300 млн рублей. Депутаты городского парламента предлагают урезать финансирование комитетам, допустившим финансовые нарушения. По мнению руководителя Центра стратегических разработок "Северо-Запад" Владимира Княгинина, оптимизация бюджетных расходов может привести к тому, что объем поставок по госзаказу останется прежним, но платить за них город будет меньше. |