26.01.2009  Нужно создавать единую систему электронных торгов, считают в РСПП

   Ежегодно государственный аппарат закупает на огромные суммы канцелярские изделия. Можно ли сократить эти расходы? Можно сократить и эти, и множество других расходов не только государства, но и частных компаний. Как считают в РСПП, для этого нужно в срочном порядке создавать единую систему электронных торгов.
   В стране существует насущная необходимость в ее развитии как со стороны государственных организаций, так и корпораций с госучастием, а также со стороны крупных частных компаний. Внедрение такой практики позволяет существенно снижать затраты на проведение закупок. Анализ показывает, что они у нас неоправданно высоки. За три года число участников обязательных торгов сократилось в среднем на 20 процентов и в 4 раза выросло количество контрактов с единственным исполнителем, а рост цен на рынке госзакупок значительно опережает рост цен в потребительском и кооперативном секторах. Неслучайно Президент РФ Дмитрий Медведев поддержал предложение о введении обязательной независимой экспертизы госзаказов, если сумма контрактов превышает 50 млн рублей.
   Но и в частном секторе дело обстоит ненамного лучше, нередки случаи, когда компании закупают нужную им продукцию по завышенным ценам. Мнение о том, что коррупция существует преимущественно в государственном секторе, где не привыкли считать деньги, мягко говоря, не точна, в частных компаниях также присутствует конфликт и несовпадение интересов между менеджерами, владельцами и акционерами.
   И примеров, когда такие предприятия осуществляют закупки по ценам выше рынка, немало. И часто дело не обходится без корысти со стороны участников процесса.
   Основная проблема, почему это происходит, вызвана препятствиями на входе, когда многие поставщики товаров, в первую очередь представители малого бизнеса, не могут пробиться к участию в кооперативных закупках. По целому ряду причин они не в состоянии тягаться с "крупняком". А потому конкурентная среда в сегменте корпоративных закупок невысокая.
   В условиях же кризиса, когда компании ищут способы снижения издержек, электронные торги способны стать для этого хорошим подспорьем. Экономить в этом сегменте гораздо предпочтительней, чем, к примеру, сокращать персонал, снижать размер социальных пакетов.
   В стране существует целый ряд электронных площадок и насчитывается примерно 20 тыс. участников этого виртуального с реальными последствиями рынка. Однако пока их эффективность явно недостаточна. В значительной степени это объясняется тем, что каждая из них работает по собственным правилам. Назрела необходимость для создания единых стандартов. Их дальнейшая унификация откроет новые возможности для участия в этой системе, прежде всего предприятий малого и среднего бизнеса.
   Такая электронная структура могла бы также стать неотъемлемой частью национальной инновационной системы в части коммерциализации ее результатов.
   Сегодня же создатели инновационных продуктов испытывают немало трудностей с их сбытом. Появление единой электронной базы позволило бы продавцам и покупателям гораздо легче и быстрей находить друг друга. Электронная практика торговли позволяет также выбирать товар не только по ценовому критерию, но и в зависимости от его качественных параметров. Таким образом, у инновационной продукции повышается шанс быстрей пробиться к потребителям. Зачастую для предприятий, ее производящих, это едва ли не единственный способ заявить о себе.
   В целом же это будет способствовать ускорению инновационного развития страны, прежде всего ее высокотехнологического сектора, который во многом состоит из малых и средних фирм.
   Однако, по словам председателя Комитета по образованию и науке Совета Федерации РФ Хусейна Чеченова, на этом пути стоит ряд законодательных ограничений. Проект закона об электронных торгах требует доработки.
   Но создание системы электронных закупок имеет и свою оборотную сторону, во многих компаниях придется изменить организационную структуру, учиться работать на уровне современных технологий, а не так, как привыкли за многие годы. А ведь не секрет, что зачастую вся эта деятельность тесно замешена на коррупционно-откатных схемах.
   Сегодня у целого ряда крупных компаний существуют свои модели электронных торгов. Но далеко не у всех. Между тем очевидна потребность в создании единой системы. Это позволит тем фирмам, которые в них нуждаются, не тратить средства на разработку собственного варианта электронной торговли. По мнению президента РСПП Александра Шохина, чем больше будет корпоративных участников электронных торгов, тем больше будет аргументов для обращения к властям с целью координации работы по увеличению совместимости всех существующих моделей.
   Сегодня экономика России попала в воронку мирового финансового кризиса. И, как замечает вице-президент РСПП Андрей Свинаренко, во время кризиса возникает необходимость в изменении технологий управления. Электронные закупки позволяют повысить их прозрачность, конкурентность, обеспечить доступ к этому рынку максимального количества компаний, так как не предполагает ограничений ни по страховому, ни по производственному признаку. К тому же в ситуации падения общего доверия между участниками экономической деятельности такая недискриминационная практика позволяет его повысить.
   Одна из проблем государственных закупок в том, что отсутствуют квалификационные требования к поставщикам. И в основном используется только ценовой критерий.
   Возникает ситуация, когда часть участников торгов не имеют реальных ресурсов для исполнения взятых на себя обязательств. И зачастую они договариваются с другими производителями за меньшую плату, чтобы те выполнили бы заказ. В электронной системе действуют обезличенные поставщики, заявки подаются под номерами. А так как они проходят в режиме on-line, внезапно может появиться новый участник с более выгодными предложениями.
   Как считает Александр Шохин, стоит задача по продвижению единой системы электронной торговли, которая была бы понятна и доступна для самого малого и отдаленного ее участника. Если она свяжет всю страну, будет ясной и общедоступной, то это принесет немалую пользу и бизнесу, и государству.