04.02.2009 Республика Татарстан: малый бизнес вымывается из системы госзаказа Отсутствие доступа к финансовым ресурсам в условиях кризиса ставит под угрозу существование малого бизнеса в принципе. Об этом заявил руководитель татарстанского отделения "ОПОРА России" Павел Сигал, открывая очередной Координационный совет по малому и среднему бизнесу. Между тем в распоряжении государства имеются всего два инструмента финансовой помощи предпринимателям - преференции (налоговые, в форме субсидий и т.п.) и госзаказ. На антикризисную финансовую помощь от государства малому бизнесу рассчитывать не приходится. Снижение налогов означает выпадающие доходы бюджетов, а положение дел в системе госзаказа участники совета и вовсе признали катастрофическим. Но кризис не оставляет времени на раздумья, как и права на ошибку. Доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в госзакупках неуклонно снижается. Как сообщил на совете генеральный директор ГУП "Агентство по госзаказу" Яков Геллер, за последние полгода участие субъектов МСБ в госзаказе сократилось в 5 раз и составило 4,8% - против минимально обязательного для МСБ десятипроцентного годового объема поставок (статья 15 закона № 94-ФЗ). "Это чудовищные цифры, малый бизнес вымывается из системы", - признал Геллер. При этом масштабы самой системы растут. По словам Якова Геллера, объемы размещения госзаказа в республике с 2006 года увеличились в два раза. Кроме того, как отметил он, мощное лобби, имеющее место в системе госзаказа, укрупняет участников, увеличивает лоты. Примечательно, что еще в апреле прошлого года дела шли хорошо - тогда, получив на московской выставке приз за развитие системы применения электронных аукционов при размещении государственных и муниципальных заказов, глава АГЗ РТ заявлял о 33%-й доле участия МСБ в республиканском госзаказе, что было лучшим показателем в стране. Сегодня заявления Якова Геллера все больше напоминают разоблачения. "Заказчики мастерски научились отсеивать "лишние" фирмы с помощью критериев, запроса котировок, спекулировать на необходимости обеспечения контракта. Но 30% обеспечения от суммы контракта - это неподъемно для малого бизнеса! Больше года назад принято решение о создании в республике Револьверного фонда на 50 миллионов, но он до сих пор не создан!" - негодовал Яков Вениаминович. Он признал, что малый бизнес не верит в прозрачность системы, спровоцированной особенностями федерального закона №94-ФЗ (хотя закон, он уверен, все-таки хороший), а Агентство по госзаказу РТ в данной ситуации может только анализировать и давать рекомендации (например, Антикоррупционному совету). "Все лазейки нам известны, а сделать ничего не можем", - в очередной раз посетовал он. Среди контрактов продолжают лидировать те, что заключены с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся торгов. Так, на момент вечера понедельника такие контракты составляли 55% госзаказа, а в среднем, утверждает глава АГЗ РТ, их доля доходит до 78%. Однако далее глава АГЗ РТ озвучил ряд новаторских мер по привлечению МСБ в госзаказ, механизм реализации которых правительство республики определит уже к середине февраля. Во-первых, по словам Геллера, срочно будет активизирована работа по созданию в Татарстане Револьверного фонда. Напомним: предприниматель, зарегистрированный в реестре добросовестных поставщиков, сможет обратиться в Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ за 2/3 от необходимой суммы обеспечения, после исполнения контракта средства вернутся в Револьверный фонд. Как сообщила далее в своем выступлении заместитель председателя комитета Наталья Таркаева, создание Револьверного фонда застопорилось как раз на стадии согласования документов Агентством по госзаказу РТ. Яков Геллер не смог прокомментировать данную информацию, поскольку к тому времени уже покинул заседание совета. Во-вторых, на днях презентована "Электронная торгово-информационная система Республики Татарстан (ЭТИС)" - совместная разработка Минэкономики РТ и АГЗ РТ. По мнению Якова Геллера, предприятия для собственных нужд закупают продукцию "на стороне", поскольку у них нет информации о том, что аналогичный товар производится и в республике. Ресурс ЭТИС должен предоставить возможность любой из фирм войти в конкурентный рынок и предлагать свою продукцию. В третьих, на сайте Агентства agzrt.ru, в дополнение к существующему реестру добросовестных поставщиков, будет создан так называемый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. "Мы приветствуем малый бизнес, но не хотим, чтобы к нам приходили "рога и копыта", - подчеркнул Яков Геллер. В-четвертых, под контроль попадут не только непосредственные поставщики, но и совершаемые ими сделки "второй руки". Как сообщил глава АГЗ РТ, в конце декабря минувшего года Премьер-министр РТ Рустам Минниханов подписал постановление Кабмина РТ о каталоге сделок. "Таким образом, мы выявим все "группы лиц", случаи протекционизма и аффилированности", - отметил Геллер. По его словам, в ближайшее время аналогичный каталог будет сделан и для компаний с госучастием. В-пятых, запрос котировок по открытым аукционам, возможно, перенесут в систему электронных торгов - с целью повышения прозрачности госзакупок. Список мер производил впечатление. Однако председатель Координационного совета по малому бизнесу Павел Сигал все-таки уточнил у Якова Геллера, есть ли в его арсенале еще какие-либо задумки, чем очень удивил и огорчил главу АГЗ РТ. На вопрос Сигала, приведут ли предложенные меры к увеличению доли МСБ до 15%, Геллер ответил: "Сомневаюсь. Должен быть создан орган, контролирующий каждую сделку, поскольку антимонопольная служба и казначейство работают только с процедурами торгов". В итоге на совете, помимо прочего, решили выйти с предложением в правительство о создании соответствующей контролирующей структуры, а также разработать программу обучения потенциальных поставщиков из числа МСБ за счет средств бюджета. Однако бюджет, к сожалению, не резиновый, и с каждым кризисным днем это все заметнее. Вторым на повестке дня совета значился вопрос антикризисной поддержки малого бизнеса путем уменьшения ставки по упрощенной системе налогообложения. Речь идет о мере по снижению ставки УСН с 15% до 5%, предложенной главой Правительства РФ Владимиром Путиным в конце прошлого года. Однако, как отметил на совете начальник отдела по развитию предпринимательства Комитета экономического развития исполкома Казани Максим Иванов, бюджет Казани сегодня "и так в плачевном состоянии, а того, что есть, хватает только на зарплату сотрудникам муниципалитета и на сферу ЖКХ". По его мнению, такая помощь поддержит "умирающий бизнес", и надо уменьшать другие затраты - стоимость земли и подключения к электрическим сетям, упрощать оформление документов для бизнеса. "Я на вашей стороне, но надо искать золотую середину", - резюмировал Иванов. В ответ представитель депутата Госдумы РФ Гульнары Сергеевой Ольга Чиркова отметила, что расчетом эффективной ставки и вопросом компенсации выпадающих доходов займется Минфин. "Проблемы города понятны, но если бизнес просядет, у города начнутся другие, не менее серьезные проблемы", - отметил предприниматель Ильяс Нуриев. "Когда вводили ЕНВД и плоскую школу подоходного налога, все тоже боялись выпадающих доходов. Бизнес не умрет, хуже - он уйдет в тень!" - спрогнозировал Павел Сигал. В итоге участники совета решили - снижать ставку УСН необходимо, но заспорили, что первично в нынешних условиях - расчет Минфина или снижение ставки. Дело в том, что рассчитывать вроде надо, но Минфин - ведомство неторопливое, а кризис наступает на пятки уже сегодня. |