13.03.2009  Электронная торговля в 2008 г. росла за счет госсектора и граждан

Объем рынка электронной торговли в России вырос за 2008 г. без малого на 33 млрд. рублей и составил 128, 31 млрд. рублей. Такая оценка приведена в отчете НАУЭТ, обнародованном 10 марта.

Самым быстро растущим сегментом российского рынка электронной торговли в нем названы закупки для государственных нужд – B2G. По данным НАУЭТ, по итогам года объем госзакупок, проведенных в электронной форме в 2008 г., достиг 14,27 млрд. руб. Прирост в этом сегменте рынка по сравнению с 2007 г. составил 44%, а доля электронных торгов в общем объеме закупок для государственных нужд выросла до 4,7%. По словам А. Емельянова, председателя комитета НАУЭТ по электронным торгам и информационному обеспечению госзаказа, всплеску интереса к закупкам в электронной форме, прежде всего в форме аукционов, способствовали шаги, предпринятые МЭР и ФАС по совершенствованию законодательной базы. В частности, был серьезно расширен перечень товаров, разрешенных для закупок на электронных аукционах, вышли в свет все постановления правительства, определяющие порядок проведения электронных торгов, предусмотренные Федеральным Законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Снятие с 1 июня 2009 г. содержащегося в этом законе ограничения объема закупок на электронном аукционе суммой в 1 млн. рублей, как считает А. Емельянов, будет способствовать дальнейшему скачкообразному росту этого рынка уже в этом году. В условиях кризиса государственные заказчики и крупные коммерческие структуры, заинтересованные в оптимизации затрат, все чаще выбирают при закупках форму электронных аукционов, позволяющую экономить средства. Это подтверждает пример «Почты России». Полученный национальным почтовым оператором экономический эффект от проведения около 1,5 тыс. электронных аукционов в 2008 г. составил около 100 млн. руб. В свою очередь растет и количество компаний, желающих стать участниками в таких конкурсах. Обострение конкуренции между поставщиками приведет к повышению эффективности электронных аукционов, а значит, и увеличению их числа. В 2008 г. в России было проведено свыше 42 тыс. электронных торгов в такой форме. «Если у электронных аукционов появится шанс вытеснить из практики госзакупок хотя бы половину обычных аукционов, – прогнозирует А. Емельянов, – то объем сегмента B2G электронной торговли может вырасти до 750 млрд. руб. в течение ближайших двух-трех лет». Самым емким сегментом российского рынка электронной торговли по-прежнему остается B2C. По данным компании Oborot.ru, приведенным в отчете НАУЭТ, оборот розничного сегмента интернет-торговли в 2008 г. составил 100–110 млрд. руб. В 2008 г. россияне чаще всего покупали книги, CD, DVD, цифровую технику и сотовые телефоны, компьютеры, бытовую технику и товары для дома. Отвечая на вопрос о том, как сказался кризис на объеме розничной торговли через Интернет, И. Кургузов, исполнительный директор компании Oborot.ru, отметил, что рост этого сегмента в ноябре-декабре прошлого года оказался ниже ожидаемого на 10-15%, также снизился и показатель конверсии. Последний факт, по его словам, свидетельствует о том, что люди настойчиво ищут более дешевые предложения. Заметим, что оборот розничного сегмента российского рынка интернет-торговли оценивался без учета ряда сегментов, связанных с интернет-услугами, которые также в активно росли в 2008 г. К ним относятся услуги по продаже электронных билетов, объем которых составил 24,58 млрд. руб., продажи цифрового контента – более 3 млрд. рублей и проведению интернет- платежей – более 350 млрд. руб.