23.03.2009 Малому бизнесу станет легче принимать участие в размещении гозаказа На конференции, состоявшейся 23 марта в здании выставочного центра «Крокус Экспо» в рамках пятого Всероссийского форума-выставки «ГОСЗАКАЗ-2009», выступила статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Анна Попова. Она подчеркнула особую роль госзаказа в стимулировании внутреннего спроса в стране, а также усилия Правительства РФ в отношении расширения участия малых предприятий в государственном и муниципальном заказе. «Федеральный закон N94-ФЗ является одной из актуальнейших сфер отечественного законодательства. В условиях 8%-ного бюджетного дефицита сократить бюджетные расходы поможет только реальная конкуренция компаний за госзаказ. Если в 2004-ом году нам удалось сэкономить 107 млрд рублей, то в 2007 эта цифра достигла уже 168 млрд рублей, а в 2008, по нашим недавним подсчетам, - 214 млрд рублей. При этом если на аукционах удалось в 2008 году сэкономить более 150 млрд рублей бюджетных средств (15,6% всех сэкономленных средств), то в рамках конкурсов – 64 млрд рублей (7,9%)», - отметила А.Попова. Размещение госзаказа в прозрачных условиях противодействует коррупции, добавила она. «Условия размещения госзаказа сегодня практически исключают случаи размещения его среди «своих» компаний, а электронные торги вообще являются самой прозрачной формой торгов. И 70% номенклатуры госзаказа, в соответствии со списком, утвержденным в 2007-ом году, уже размещаются только посредством электронных торгов», - напомнила А.Попова. В 2008-ом году Правительством РФ доработаны конкурсные и аукционные процедуры, тщательно прописаны условия проведения электронных аукционов. «Мы отменяем планку в 1 миллион рублей для лотов, выставляемых на электронные торги. Существенны и подвижки в совершенствовании Федерального закона N308-ФЗ, согласно которому возможно размещение госзаказа у единственного поставщика. Это касается прежде всего творческих работников – писателей, поэтов, дизайнеров, актёров, режиссёров и др. Мы вводим также процедуру авторского надзора в строительстве, особые условия для конкурсов для госказаза в области изготовления экипировки для олимпийских команд страны, а также в сфере НИОКР в сегменте сложных поисково-исследовательских работ», - добавила А.Попова. Она проинформировала участников конференции о том, что новая версия федерального портала госзаказа побила все предварительные расчеты по посещаемости. Если дневная норма посещений на Яндексе составляет 50 млн человек, то на портале госзакупок она составляет уже 10 млн человек. «Сегодня мы можем говорить о том, что наш портал является одним из самым посещаемых в Рунете», - оценила состояние интернет-среды госзаказа А.Попова. Немало, по ее словам, сделано Правительством РФ и в области антикризисных мер: госзаказ поддерживается среди малых предприятий. «По нашим расчетам, среди них должно быть размещено товаров и услуг на сумму в 800 млрд рублей. Мы распространяем квоту на участие малых предприятий в госзаказе не только на федеральный, но и на муниципальный госзаказ. Причем малые предприятия смогут участвовать не только в конкурсах, но и в аукционах. Лоты для специальных торгов для малого бизнеса увеличены до 15 млн рублей: эта сумма согласована с «ОПОРОЙ РОССИИ» и другими предпринимательскими объединениями», - объявила А.Попова. Существенно расширен перечень товаров и услуг, размещаемых среди малых предприятий – они составляют уже более 60% всей номенклатуры госзаказа. «Мы полагаем, что существует большой неиспользованный потенциал для малых предприятий, участвующих в электронных торгах, где уже сегодня 21% заказов принадлежит малому бизнесу. Определенный задел наработан для малого бизнеса и в области оборонного заказа, на который мы распространим общие правила размещения госзаказа», - продолжила А.Попова. Она сообщила, что закон установит приоритеты для производителей отечественных товаров при размещении госзаказа. «Для ряда отечественных товаров приказом Минэкономразвития устанавливаются ценовые преференции. Так, избегая жестких протекционистских мер, нам удастся обеспечить преференции отечественным производителям», - сказал А.Попова. В 2009 году правительство планирует и дальше развивать федеральный портал госзакупок, а также принять порядок оценки заявок на участие в конкурсах. «Мы хотим перейти к преимущественно электронной форме торгов, что позволит участникам дистанционно торговаться одновременно на нескольких площадках и, соответственно, экономить на издержках. Мы разрабатываем типовые правила страхования госзаказа, повышаем планку его авансирования. Считаю, что определенные материальные стимулы должны быть введены и для госзаказчика, чтобы мотивировать его размещать госзаказ. Нам предстоит создать единый государственный реестр государственного и муниципального заказа, наладить процедуры надзора не только за заключением контракта, но и за его исполнением, и, главное, качеством его исполнения», - заключила А.Попова. Руководитель ФАС РФ Игорь Артемьев выразил удовлетворение растущим числом профессиональных управленцев в области госзаказа. «Фактически, у нас возник целый дополнительный рынок труда в этой области, и это очень хорошо. Успехи ведущих регионов налицо, хотя половина регионов всё еще сокрушается по старым приказам. В период, когда ставки по кредитам превышают 25%, госзаказ может стать реальной альтернативой кредитам, потому что ставка по госзаказу равна нулю, а авансирование его равно 30%», - заявил И.Артемьев. Он предвидит, что в связи с новыми правилами размещения госзаказа появится определенный вид преступности, специализирующейся на ценовых сговорах на торгах и разделе рынка. «К таким лицам мы будем применять уголовное законодательство. Определенная картелизация в регионах уже наметилась: некоторые специально созданные консалтинговые компании путешествуют по торгам, проводят закулисные переговоры, и результатом их деятельности зачастую является то, что цена на товар и услугу не падает, что противоречит государственным интересам», - продолжил И.Артемьев. Он предложил как можно скорее ввести единые правила размещения госзаказа и в области государственного оборонного заказа, где экономия бюджетных средств пока в пять раз ниже, чем в среднем по отраслям. «Когда госзаказчики жалуются на компании, которые якобы «демпингуют», то есть слишком снижают цены и якобы намереваются перепродать полученный заказ на сторону, я не слишком верю в такие истории. Мы выступаем с предложением отдавать сэкономленные при размещении госзаказа средства на зарплаты сотрудникам предприятия, выигравшего конкурс или торги», - заключил И.Артемьев. |