08.04.2009  Москва: малому бизнесу облегчат доступ к госказазу

   Вл вторник на заседании правительства Москвы был рассмотрен вопрос «О ходе размещения государственного заказа города Москвы среди субъектов малого предпринимательства».
   Докладчик, министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Михаил Вышегородцев, отметил, что интерес к теме госзаказа обусловлен тем, что падение спроса может быть приостановлено надежными госконтрактами, частично решающими проблему рабочих мест.
   «Статья 15 Федерального закона N94-ФЗ регулирует участие малого бизнеса в госзаказе и устанавливает норму его участия в торгах и запросах котировок в размере от 10 до 20%. Эта норма показывает немалый потенциал для развития экономики, особенно в условиях бюджетного дефицита», - считает М.Вышегородцев.
   По его данным, в 2008-ом году в Москве было проведено 82 940 торгов на общую сумму в 87,4 млрд рублей, по результатам которых было заключено 88 тысяч государственных контрактов на общую сумму 668 млрд рублей, причем 17 тысяч торгов (19,5% от общего количества) на сумму в 57,6 млрд рублей было проведено с участием субъектов малого предпринимательства.
   «Норму закона мы исполнили, однако спецторгов для малого бизнеса в городе состоялось всего 1148 (1,38% от общего количества), и до норматива здесь мы недотянули. Причиной тому – отсутствие в федеральном законе норм об ответственности госзаказчика за несоблюдение нормативов на участие малого бизнеса в торгах и конкурсах, низкий уровень информирования о торгах субъектов малого предпринимательства, неудовлетворительное методическое обеспечение подготовки к торгам», - заметил М.Вышегородцев.
   Он подчеркнул, что начальная цена контракта на товар для малого бизнеса поднята до 3 млн рублей, а услуги – до 2 млн рублей, однако 94-ФЗ является законом прямого действия, и дальнейшие позитивные преобразования в нем делать всё сложнее.
   «Внесённый Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства проект постановления о поднятии величины лота для малого бизнеса до 15 млн рублей не поддержан многими ведомствами, но нас успокаивает то, что нас косвенно поддерживает постановление правительства Москвы N104, а также постановление Правительства РФ №234 от 17 марта 2008 года», - добавил М.Вышегородцев.
   Весьма вероятно, что информационно-консультационный центр госзаказа для малого предпринимательства будет создан в ближайшее время на базе ДПиРМП.
   «В задачи центра войдёт доведение до малых предпринимателей информации обо всех проводимых торгах, оказание консультационных услуг по подготовке документов к торгам, подбор оптимальных для предприятия торгов, финансовое сопровождение участия малого предприятия в них. Дополнительных средств бюджета центр не требует – его создание обеспечивается целиком и полностью нашими внутренними резервами», - заявил М.Вышегородцев.
   Именно такой всеобъемлющий центр обеспечит, по его убеждению, рост заявок на участие в торгах от малого бизнеса, установление минимального общественного контроля за преференциями для малого предпринимательства при получении госзаказа.
   «Мы выступаем за внедрение в систему планирования торгов особого функционала, блокирующего плановые графики, если участие в торгах малого бизнеса отмечается на уровне меньшем, чем 10%, а также за то, чтобы механизм 94-ФЗ распространялся на ГУПы, учрежденные городом. Участие в торгах должно быть облегчено. Также хотелось бы видеть форсированное развитие системы электронных торгов, снятие пороговых ограничений на участие в них. Следует заметить, что именно в электронных торгах может участвовать каждый предприниматель, и 22% малых предприятий, по статистике, участвуют именно в электронных торгах, потому что это гораздо удобнее и не отвлекает от производственного процесса, и, значит, систему электронных торгов следует развивать как можно активнее», - полагает М.Вышегородцев.
   В те дни, когда ФАС РФ предупреждает о новом виде преступности – ценовом сговоре с целью неснижения цены на торгах, следует ввести уголовную ответственность за такие преступления уже потому, что такие сговоры противоречат государственным интересам.
   Содокладчик по данному вопросу, председатель Комиссии Московской городской думы по экономической политике и предпринимательству Александр Ковалев добавил, что малые предприятия, которые могут в соответствии с 94-ФЗ, участвовать теперь в торгах, по-прежнему находятся в крайне невыгодном положении из-за отсутствия ресурсов, возможности подготовить все необходимые для торгов документы.
   «Нужен упрощенный механизм участия малых предприятий в конкурсах на стадии подготовки и проведения торгов, упрощенная техническая спецификация товаров и услуг, широкое информирование о торгах всех заинтересованных экономических субъектов. Госзаказчик должен приглашать к торгам малые предприятия, а крупный бизнес – взять за правило размещать от 10 до 20% своего заказа на малых предприятиях. Следует также разрешить малым предприятиям объединяться на торгах в консорциумы, и такое объединение должно рассматриваться как преимущество, подталкивающее малые предприятия к кооперации», - пояснил А.Ковалев.
   По его мнению, нельзя забывать при проведении торгов с участием малого бизнеса и об общественных объединениях предпринимателей, их роли в поддержке своих членов, гарантиях, которые они могут дать.
   «Нельзя допускать создания госзаказчиком фиктивных малых предприятий, следить за прозрачностью процесса каждого конкурсного отбора, содействовать включению в процесс торгов средних предприятий, активно воздействовать на федеральный центр с целью изменения закона в выгодную для дальнейшего развития экономики сторону», - заключил А.Ковалев.
   Префект ЮАО Юрий Буланов заявил, что в округе в 2008-ом году проведено 2511 (14% всех проведенных ) торгов на 12 млрд рублей (15% от общей суммы торгов по городу).
   «Малые предприятия принимали в наших торгах участие на общих основаниях, заключив 290 контрактов (11,5% всего количества) на 1 млрд рублей. Мы провели 790 консультаций, 320 из которых касались вопросов организации конкурсов и аукционов. Округ представлял свои малые предприятия на трех городских специализированных выставках», - добавил Ю.Буланов.
   По его словам, сдерживающими факторами участия малых предприятий в госзаказе являлись: значительная цена среднего лота, большие суммы залога, необходимость оплаты 10% работ, сложная предконкурсная документация, невозможность содержать в штате профессиональных юристов.
   «Здесь ДПиРМП может оказать нам значительную помощь, в том числе и в финансовой поддержке победителей – гарантиями и залоговым обеспечением, компенсацией процентной ставки. Возможно задействование сил и средств МТПП», - считает Ю.Буланов.
   Руководитель Департамента по конкурентной политике Геннадий Дегтев подчеркнул, что в 2008-ом году каждая пятая заявка на конкурс исходила от малых предприятий. Правда, на 37 тысяч таких заявок пришлось лишь 5 тысяч малых предприятий, однако расширение конкурентной среды произошло, полагает он.
   «Спецторгов для малого бизнеса проведено 1200 на сумму в 1,5 млрд рублей, и наиболее активными здесь оказались префектуры, департаменты жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения. Положительную роль сыграло и постановление Правительства РФ N237, увеличившее сумму лота для малого бизнеса до 15 млн рублей. Выявлены наиболее привлекательные виды работ для малого бизнеса, заявлено внедрение механизма подачи заявок не только в виде денежных средств, но и при помощи гарантий, вскоре должны заработать преференции малым предприятиям, работающим с банками по госпрограммам, что защитит торги от ложных гарантий», - убежден Г.Дегтев.
   Он выступил за сокращение для малого предприятия количества документов, необходимого для участия в торгах.
   «Можно ввести вместо пакета нотариально заверенных документов их аналог – многократно используемый сертификат соответствия, а к торгам привлекать волонтеров из студенчества и организовать их взаимодействие с молодежным правительством дублеров», - заключил Г.Дегтев.
   Председатель Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александр Иоффе заметил, что 94-ФЗ, будучи законом прямого действия, не позволяет регионам самим вести нормотворческую политику.
   «Мы рады, что удалось увеличить сумму лота для малого бизнеса до 15 млн рублей, расширить номенклатуру товаров и услуг для малого бизнеса, но нам предстоит решить более сложную задачу – организовать спецторги для малого предпринимательства. Нельзя не подчеркнуть здесь первоочердную важность информационного обеспечения. Евросоюз в своих рекомендациях советует завести особый регистр по отраслям, видам товаров и услуг, который мог бы помочь привлекать к торгам специализированные малые предприятия. Наработки в этом плане у нас уже есть, хорошо бы дополнить проект постановления пунктом об учреждении такого регистра», - предложил А.Иоффе.
   В 94-ФЗ он считает нужным ввести систему оценки качества товаров и услуг, пункты об электронных торгах, нормы о противодействии демпингу (неправомерном снижении цены). Следует также, по мнению А.Иоффе, распространить действие 94-ФЗ на государственные монополии, объем госзаказа которых огромен.
   «Малым предприятиям в таких торгах следует разрешить быть субподрядчиками, а победителем в них объявлять тех, кто привлек наибольшее количество малых предприятий в виде субподрядчиков по какому-либо виду госзаказа. Нужно законодательно закрепить объединение малых предприятий в консорциумы, а торги на суммы до 500 тысяч рублей проводить только среди малых предприятий», - заключил А.Иоффе.
   Статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС РФ Андрей Цариковский подчеркнул, что 74% малых предпринимателей относятся к закону о размещении госзаказа позитивно, а нарекания он вызывает в основном у госзаказчиков.
   «Прозвучавшие сегодня предложения в основном уже включены во второй антимонопольный пакет, разработанный в ФАС РФ. Да, действие 94-ФЗ распространится на госмонополии, но не механически, а с сохранением основных принципов. Москва идет впереди многих субъектов федерации, и в процессе подготовки второго антимонопольного пакета мы опирались на постановление правительства Москвы N104. Мы понимаем, что электронные торги обеспечивают равный доступ к госзаказу широкому кругу подрядчиков, и постановление Правительства РФ по этому поводу уже разрабатывается. Электронных площадок в стране будет пять, и Москва - основной претендент на то, чтобы стать одной из таких площадок», - пообещал А.Цариковский.
   Абсолютно неприемлемым является ценовой сговор на торгах – цена завышается, и в Уголовный кодекс придется вносить поправку о наказании в 6 лет лишения свободы для тех, кто занимается ценовыми сговорами, добавил А.Цариковский.
   Подводя итог обсуждения, мэр Москвы Юрий Лужков заметил, что «имеет смысл найти вместе с ФАС РФ понятное решение по качеству выигранных контрактов»: дополнительные соглашения выигравшего порой сводят весь смысл конкурса на нет.
   «Проект постановления не указывает органа, отвечающего за соблюдение 20%-ного норматива на участие малого бизнеса в торгах и конкурсах, и это надо немедленно исправить. Нужен орган, отвечающий также за контроль объемных показателей такого участия, отклонение результатов торгов, прошедших без малого бизнеса или с недостаточным его участием. На базе ДПиРМП мы сформируем торговую площадку для малого бизнеса, и это тоже нужно внести в проект постановления. Необходимы экспертируемые схемы деления госзаказа для малого бизнеса на блоки. Наконец, информационное снабжение малых предпринимателей станет очевидно легче, когда все сосредоточатся на одной площадке, а не будут разрознены как попало», - подчеркнул Ю.Лужков.
   Он дал разработчикам проекта постановления неделю на внесение этих поправок с тем, чтобы принять проект постановления за основу.