23.04.2009  Верховный суд РФ подтвердил полномочия ФАС по контролю за размещением заказов

Верховный суд РФ решением от 31 марта 2009 г подтвердил, что Федеральная антимонопольная служба /ФАС/ России и ее территориальные органы имеют право осуществлять контроль за размещением заказов, а должностные лица антимонопольной службы - рассматривать административные дела по нарушениям в данной сфере и применять меры административного воздействия. Об этом сообщила пресс-служба ФАС. Дагестанское управление ФАС России в 2008 г проводило работу в сфере размещения заказов. В отношении виновных должностных лиц выносились постановления о наложении штрафов. Часть постановлений была обжалована в Советский суд Махачкалы. В результате рассмотрения некоторых некоторые судья пришли к выводу, что Дагестанское УФАС России не полномочно возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере размещения заказов. Антимонопольное управление, не согласившись с данными утверждениями, обратилось в Верховный суд Республики Дагестан, где не нашло поддержки. После чего антимонопольное управление обратилось за защитой своих прав обратилось в Верховный суд РФ. Суд подтвердил, что территориальные органы ФАС России уполномочены осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а их должностные лица вправе составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в данной области. Более того, данный вывод Верховного суда РФ закреплен в обзоре законодательства и судебной практики за 4-й квартал 2008 г. Согласно постановлению правительства РФ от 20 февраля 2006 г "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд", ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу. Пункт 3 ч. 2 ст. 23.66 КоАП РФ закрепляет за руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также за их заместителями, полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях от имени указанных органов. Вместе с тем в ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. При этом перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с задачами и функциями, возложенными на эти органы федеральным законодательством /ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ/. Приказом ФАС от 19 ноября 2004 г /с изменениями и дополнениями/ утвержден перечень должностных лиц территориальных органов ФАС, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.