18.05.2009 Москва: доля малого бизнеса в структуре горзаказа будет увеличена до 20% Доля малого бизнеса в структуре горзаказа будет увеличена до 20%. О механизмах выполнения этого решения и о влиянии кризиса на размещение горзаказа рассказывает “МК” руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев. В.: Геннадий Валентинович, какую работу проводит Департамент по расширению возможностей для участия в торгах субъектов малого предпринимательства и развития конкурентной среды? О.: Сегодня, несмотря на кризис, развитие конкурентной среды остается одним из важнейших факторов, влияющих как на стабильность общества, так и на экономический рост столицы. Свободная конкуренция позволяет решать многие социальные проблемы развития общества, существенно расширяет круг предоставляемых товаров и услуг, помогает людям обрести необходимую и востребованную продукцию. Правительство города выступает как гарант, обеспечивающий конкурентоспособность отраслей. Что касается малого предпринимательства, то правительством города разработан целый комплекс мер, о которых неоднократно высказывался мэр Москвы Юрий Лужков. Не буду касаться всего круга вопросов, но особо подчеркну следующее: целевая доля для малого бизнеса в структуре горзаказа в этом году будет серьезно увеличена до максимального объема — 20%. В 2008 году с субъектами малого предпринимательства были заключены контракты на сумму 56 млрд рублей (около 19% от количества и 8% от стоимости всех контрактов по всей номенклатуре). Исключительно для субъектов малого предпринимательства проведено более 1 тыс. процедур на сумму около 1,5 млрд рублей, что свидетельствует об их высокой конкурентоспособности. Что касается перспектив, то наша задача — обязать всех госзаказчиков проводить специализированные конкурсы для малых предприятий. В.: Как проявился кризис в сфере размещения горзаказа? О.: Кризис явился серьезным вызовом экономике города. Прямые его последствия — сокращение инвестиций, сокращение спроса и соответствующее снижение производства в строительстве и промышленности, инфляция. Правительство города уже в сентябре минувшего года приступило к реализации мер по противодействию кризису. Была создана комиссия по мониторингу положения в экономике, которая под руководством мэра еженедельно, а порой и чаще, рассматривает ситуацию и принимает оперативные решения. В качестве главной задачи правительство города считает максимально возможное сохранение занятости населения, его платежеспособного спроса. При этом надо иметь в виду, что почти половина средств бюджета расходуется на оплату городского заказа. Поэтому его подготовка, организация размещения и контроль за исполнением приобретают в условиях кризиса особое значение. Примечательно, что резкое увеличение объемов размещаемого в 2008 году городского заказа на торгах, а это 875 млрд руб. при одновременном сокращении доли закупок без проведения торгов с 30 до 10%, происходило в условиях зарождающегося финансового кризиса, резко обострившегося к концу года. При этом на аукционах размещено заказов на 570 млрд руб. По сравнению с 2007 годом доля торгов в форме аукционов увеличилась с 7% до 65%. В прошлом году на один лот в среднем было 1,8 заявки. По мониторингу за последние три месяца этого года эта цифра выросла по целевым показателям до 5, а по отдельным до 11—12. Цифры говорят сами за себя. Кроме этого, в 2008 году в режиме реального времени проведено 2500 аукционов в электронной форме на сумму более 2 млрд руб. В.: Каковы планы департамента на будущее? О.: Сейчас мы активно боремся за увеличение количества потенциальных участников конкурентных процедур. В среднем сегодня на один лот приходится 4—5 компаний. Сокращается количество торгов с единственным участником. В настоящее время оно составляет 22%, планируется сокращение доли торгов с единственным участником до 10—15%. В задачах на 2009 год в соответствии с утвержденными планами-графиками и оперативным календарем должны обеспечить размещение горзаказа в объеме более 700 млрд рублей, а снижение расходов бюджета при этом не менее 70 млрд рублей. То есть главная задача состоит в том, чтобы упростить процедуру доступа претендентов на любые конкурсные торги, сделать эту процедуру прозрачной, лаконичной, последовательно логичной. Исключить доступ посредников к организации и проведению конкурсных процедур, а всю полноту ответственности возложить исключительно на государственных служащих, на тех, кто обязан организовать эту работу и отвечать за эффективность размещения бюджетных средств. В.: Недавно в некоторых СМИ прошло сообщение о том, что департамент собирается привлекать студентов в качестве волонтеров для контроля над торгами. О.: Студенты никакие торги контролировать не могут. Это вообще вне их компетенции, в качестве кого бы они ни привлекались. Но действительно департамент пригласил студентов из Московского университета управления правительства Москвы в качестве волонтеров на общественных началах. Официально это звучит так: “Мониторинг Реестра государственных контрактов для выявления несоответствия заключенных госконтрактов, дополнительных соглашений к ним и актов реализации сведений с условиями торгов, вносимых операторами государственных заказчиков в Единую автоматизированную информационную систему торгов (ЕАИСТ)”. То есть занимаются проверкой в специально отведенном и оборудованном для этого помещении. При проведении мониторинга они обращают особое внимание на типовые ошибки, которые допускают операторы при вводе сведений о госконтрактах. Это весьма ответственный участок работы. С одной стороны, их деятельность — это дальнейшее повышение открытости и прозрачности, о которой мы говорили, а с другой, — для них это приобретение практического опыта, специальных навыков и знаний, что, в конечном счете, может стать решающим в выборе жизненного пути. |