19.05.2009 Потери от «непрозрачных» госзакупок в 2008 г. составили 360 млрд руб. Потери государства в 2008 году от закупок по неоправданно завышенным ценам составили порядка 360 млрд рублей, увеличившись на 4,4% по сравнению с прошлым годом (без учета инфляции). Отношение объема потерь к совокупному объему размещения заказа сократились с 8,9% в 2007 году до 8,7%. Такие данные были озвучены организационным комитетом проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» на состоявшейся 18 мая церемонии подведения итогов «Рейтинга прозрачности 2008». По данным оргкомитета, существенные изменения претерпела структура госзаказа: на открытые аукционы (включая электронные) в 2008 году пришлось примерно 29,7% объема размещенного заказа против 2,2% в 2007 году, на открытые конкурсы – 30% против 65,4% в 2007 г., на запросы котировок, закупки у единственного источника и заказы малого объема – 40,3% против 32,5% в 2007 году. Совокупный объем госзаказа составил 4,2 трлн руб, увеличившись на 18,3%, а в 2007 году темп роста совокупного объема госзаказа составил 54%. Лидерами «Рейтинга прозрачности 2008», получившими высшую оценку «гарантированная прозрачность» среди субъектов РФ, стали Москва, Алтайский край и Владимирская область. Лидерами среди корпоративных заказчиков названы ОАО «Газпром нефть», ОАО «МТС», ОАО «КОМСТАР-ОТС» и ФГУП «Почта России». При этом ни один федеральный заказчик не вошел в список лидеров. В Категорию «высокая прозрачность» попали Государственная дума РФ, Федеральная служба по тарифам, Министерство юстиции. При этом Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба оказались в категории «средняя прозрачность». Показательно, что Министерство обороны и Министерство экономического развития показали только «базовую прозрачность». В «отстающих» оказались такие ведомства, как Министерство внутренних дел, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам и Министерство финансов РФ, попав в категорию «низкая прозрачность». Как пояснил руководитель аналитического центра «Национального рейтинга прозрачности закупок» Андрей Кашутин, всего в рейтинг вошли 272 участника госзакупок - 90 федеральных ведомств, 82 региона и 100 крупнейших, по данным Росстата, компаний. Оценка прозрачности определялась по 12 критериям (снижение цен, число участников процедур, способы размещения заказа). По его словам, потери региональных закупок составили 4,3%, их цены превышают рыночные не более чем на 0,5%, а в процедурах участвуют 3,2-4 поставщика. В общем объеме госзаказа региональные закупки составили 37%. В 2008 году резко сократилось количество открытых конкурсов - на 32%. Однако общее число участников, продемонстрировавших «гарантированную» и «высокую» прозрачность, снизилось и составило 17% от общего числа закупщиков. Одновременно уменьшилось и количество участников, получивших отрицательные оценки. Лидерами роста в сегменте региональные закупщики стали Хабаровский край, Амурская и Нижегородская области и Республика Кабардино-Балкария, поднявшись сразу на три категории вверх из «низкой» в «высокую» прозрачность. Лидеры падения – Магаданская область и Республика Карелия, напротив, продемонстрировали падение прозрачности на три категории вниз. А. Кашутин сообщил, что среди федеральных закупщиков только 14 участников получили высокую оценку. В целом объем федеральных закупок составил 1,95 трлн рублей, или 46% в общем объеме госзакупок. Уровень завышения цен в среднем составил 12%. «Глобально по сравнению с 2007 годом ситуация с федеральными закупками не изменилась. Однако лидерами роста прозрачности стали Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Минюст и Федеральное дорожное агентство, поднявшись из категории «низкая» в «высокую». Лидерами падения прозрачности стали Федеральное агентство по промышленности, Минфин и Министерство связи и массовых коммуникаций, опустившись в рейтинге сразу на три категории», - отметил А. Кашутин. Как подчеркнули члены оргкомитета, региональные заказчики наиболее активно внедряют инновацинные методы размещения госзаказа, а федеральные заказчики, напротив, не более 2% госзаказа размещают на электронных аукционах. Особое внимание члены оргкомитета обратили на проблему доступности госзаказа для малого бизнеса. Руководитель оргкомитета «Национального рейтинга прозрачности закупок» Андрей Черногоров напомнил, что на сегодняшний день вопрос обеспечения доступа малого бизнеса к госзаказу рассматривается как приоритетный на уровне правительства. Он напомнил, что недискриминационным для малого бизнеса способом размещения госзаказа считается электронный аукцион. В целом с принятием в 2008 году расширенного перечня продукции, подлежащей закупке на открытых аукционах, во всех секторах гозакупок наблюдался переход от конкурсов к более прозрачным аукционам. Согласно выводам экспертов, принятый перечень выполнил важную функция подготовительной меры для предстоящего в 2009 году широкомасштабного внедрения электронных аукционов. И в перспективе с выведением значительной части госзаказа на электронные аукционы доля обеспечения малого бизнеса госзаказом значительно возрастет. На вопрос ИА «Альянс Медиа», будет ли в составлении рейтинга 2009 года учитываться норма, согласно которой 20% в общем объеме госзаказа должно предоставляться малому бизнесу, А. Черногоров заверил, что в рейтинге 2009 года исполнение этой нормы будет одним из определяющих критериев прозрачности. |