03.06.2009 Власть поменялась, а проблемы с госзакупками остались прежними Об этом говорили участники "круглого стола", состоявшегося недавно в Вятской торгово-промышленной палате, - представители более двадцати специализированных кировских фирм, занимающихся поставками медикаментов и медоборудования. Предприниматели позитивно оценили перевод торгов по государственным закупкам на электронную площадку, что позволило сделать саму процедуру торгов предельно открытой и эффективной. Однако то, что происходит до и после торгов, продолжает оставаться полем, на котором пышным цветом цветет коррупция. На "круглом столе" говорилось о том, что информация о торгах, проводимых в районах области, нередко не размещается на сайте госзакупок, а доводится до сведения лишь "избранных" фирм. Что технические задания на поставку по-прежнему "затачиваются" под определенных поставщиков - путем указания, как обязательных, специфических, но на самом деле несущественных конструктивных особенностей медоборудования, дозировки медикаментов и т.п. Что нередки случаи, когда дорогостоящее оборудование закупается для медучреждений, в которых нет специалистов по его обслуживанию. Что с победителями торгов заключаются контракты с дополнениями, существенно изменяющими условия закупок (так, что вместо нового оборудования поставляется восстановленное). И что для отсечения недобросовестных поставщиков, выигрывающих торги за счет демпинговых цен, а затем отказывающихся от выполнения контрактов, департамент госзакупок не использует разрешенную законом практику обеспечения поставок с помощью крупного гарантийного взноса, который зачисляется в бюджет в случае нарушения условий госконтракта. Участники встречи сочли необходимым ввести практику размещения на сайте правительства области подробной программы госзакупок (в рамках консолидированного областного бюджета, а также по линии ФОМС) на долгосрочную перспективу - это позволит поставщикам заблоговременно готовиться к торгам (в том числе в целях более низкого уровня предлагаемых цен), привлечет к участию производителей. По мнению большинства поставщиков, необходима экспертиза проектов технических заданий до выставления лотов на торги - "на предмет выявления и устранения коррупционных факторов (например, "затачивание" под конкретного производителя или посредника). При этом экспертиза должна проводиться не только в рамках рабочих групп из специалистов департамента здравоохранения и депутатов Заксобрания, но и в "общественном формате" - через обсуждение техзадания с участием специализированных фирм, в том числе в рамках общественных объединений предпринимателей. Для предотвращения коррупции в период, следующий за торгами, участники "круглого стола" предложили механизм общественного контроля за выполнением госзаказа - публикация официальной информации об условиях заключенных с победителями контрактов (в том числе, по ценам и срокам поставки). Предприниматели считают, что для контроля за качеством поставляемых медикаментов и медобрудования необходимо привлекать независимые экспертные организации и КОГУП "Медтехника". Все эти предложения направлены в правительство Кировской области. О реакции чиновников наша газета обязательно сообщит. |