10.06.2009  Санкт-Петербург: госзаказу нужна зачистка

   Инициатива Смольного перевести госзакупки на электронные торги вычистит с рынка компании, паразитирующие на госзаказе. "ДП" рассказали о схеме "договорных аукционов".
   Участник госзаказа Алексей Капустин, коммерческий директор ООО "КПД Групп" (производство металлопластиковых окон), считает, что коррупция со стороны заказчиков при проведении аукционов не главная проблема. По его мнению, гораздо опаснее присутствие на аукционах непрофильных фирм, которые "перехватывают" заказы, договорившись предварительно с другими фирмами и дав им взятку за неучастие в аукционе.
   В.: Насколько это распространенное явление? Сколько можно получить за неучастие в аукционе?
   
О.: Во всех госзаказах, где я участвовал, ко мне постоянно обращаются одни и те же лица, которые предлагают взятку за то, чтобы я отказался от участия в торгах. Такие фирмы устроены по принципу "рога и копыта": имеют зарегистрированное юридическое лицо, лицензию и субподрядчика, который и будет выполнять выигранный заказ. В самой компании, как правило, работают только генеральный директор и секретарь. Взятка за отказ от участия в аукционах может быть от 100-200 тыс. рублей и выше - это зависит от стоимости контракта. Такие компании приезжают перед началом аукциона с чемоданом и говорят: 20% от стоимости заказа я готов распределить между, например, пятью-семью его участниками.
   В.: В чем причина этого явления?
   
О.: Для малого предприятия 3-5% от начальной стоимости контракта в нынешних условиях - неподъемные деньги, в результате производитель не всегда в состоянии участвовать в аукционе. Зато непроизводитель (организация, не имеющая своих работников, работающая на субподрядах) тут как тут. Деньги на обеспечение найти нетрудно, если не надо думать, как выдать зарплату коллективу, закупить материалы, заплатить аренду, налоги и т.д. В результате мы имеем договорные аукционы и государство теряет дважды: не экономятся бюджетные деньги и работа не доходит напрямую до производителя.
   В.: Может ли городское правительство повлиять на эту ситуацию?
   
О.: Позиция государства - игра в одни ворота: город указывает штраф за просрочку, но обеспечить заказ не помогает.
   В.: Какие меры могли бы помочь реально работающим компаниям?
   
О.: Самый первый шаг должен быть в отмене обеспечения заявки на участие в аукционе. Во-вторых, если государственный заказчик прописывает четкие сроки окончания работ, он должен также четко прописывать срок оплаты выполненных работ, а не отписываться размытой фразой "по мере поступления бюджетных средств, но не позднее декабря месяца". И в-третьих, авансирование хотя бы 30% от стоимости контракта существенно помогли бы малому бизнесу в выполнении своих обязательств. Если взять примеры тех контрактов, где соблюдены все три эти условия, мы видим максимальное количество участников и, как следствие, существенное понижение начальной стоимости контракта.
   В.: Как вы относитесь к инициативе Смольного перевести госзакупки на электронные торги?
   
О.: Возможно, инициатива Смольного решит проблему и уберет "паразитов на госзаказе". Но нюанс в том, что сумма контракта, размещаемого на электронном аукционе, может быть не более 1 млн рублей.
   В.: "ДП" недавно писал о создании в городе Союза поставщиков Петербурга, куда войдут компании, готовые бороться с коррупционными схемами в госзаказе. Как вы относитесь к такой идее?
   
О.: Можно создавать бесчисленные союзы, но, к сожалению, рано или поздно все это обрастает коммерцией, очередным способом нажиться на предпринимателях. Если эта организация действительно радеет за справедливость, то я, скорее всего свяжусь с ее представителями. Дальше такой ситуация оставаться не может.