14.07.2009  Санкт-Петербург: Декорации для «Шербурских зонтиков» обсудят в суде

Успешная премьера мюзикла «Шербурские зонтики» в музыкальном театре «Карамболь» не уберегла эту постановку от скандала. Как выяснилось, в Петербурге есть компания, которая уверена, что именно она была должна делать декорации, костюмы и прочее художественное оформление для спектакля, однако незаслуженно была отстранена от аукциона. Театральные мастерские ООО «Возрождение», не сумев в судах остановить исполнение этого аукциона с начальной ценой в 10 миллионов рублей, даже после состоявшейся премьеры, собираются судиться с городскими властями. Об этом заявил директор мастерских Геннадий Галицкий.

Спорный аукцион состоялся 20-го мая — за право сделать для мюзикла декорации, костюмы и бутафорскую мебель собирались бороться две компании. Однако перед его проведением представители театральных мастерских «Возрождение» узнали, что они «сняты с дистанции» из-за неправильно оформленных документов. В результате оба лота без торгов и без уменьшения выделенной из бюджета суммы достались второму участнику - «Художественному производственному объединению» («ХПО»).

«Причиной того, что нас сняли с аукциона, назвали тот факт, что в документах мы указали два адреса - юридический и фактический. Оба адреса верные, все было законно, никаких заведомо ложных данных мы не давали, и, более того, подобное оформление наших документов никогда не вызывало вопросов у чиновников. А мы делали декорации и для балета Эйфмана, и для Михайловского театра, и для Большого. Поэтому мы считаем, что отстранены были незаконно», - говорит Геннадий Галицкий.

Вплоть до 26-го июня премьера «Шербурских зонтиков» была под угрозой, потому как ООО «Возрождение» просило в своем ходатайстве к суду остановить заключение и исполнение государственного контракта на оформление спектакля, так как в случае если контракт будет исполнен (то есть, спектакль состоится), то компания будет требовать уже не его аннулирования, а возмещения упущенной выгоды и понесенного материального ущерба из-за незаконных действий госоргана. А это повлечет ущерб для бюджета Санкт-Петербурга. Однако 26-го, буквально за неделю до премьеры, Арбитражный суд СПб и ЛО отказал театральным мастерским в подобном обеспечении иска, посчитав его несоразмерным заявленным требованиям. Премьера спектакля состоялась и прошла успешно.

«Однако, мы все равно будем пытаться найти правду. Мы серьезная организация, и нам нужна гарантия, что подобное не повторится в будущем», - сказал Геннадий Галицкий, признавшийся, что пока действия его юристов не помогли пробить брешь в обороне госорганов. Заметим, что судебное заседание в Арибтражном суде состоится в конце июля.

Как говорят в «Карамболе», руководство театра в данной ситуации является нейтральным наблюдателем. «Мы люди маленькие, и сдали все документы в управление Госзаказа, которое и проводило аукцион. Мы одинаково уважаем и «Возрождение», и «ХПО», обе компании в списке ведущих производителей декораций. Геннадий Георгиевич Галицкий большой друг постоянно сотрудничающего с нами режиссера Юрия Александрова. Так что, когда обе фирмы сдали документы на аукцион, мы были уверены, что победит та, которая предложит меньшую сумму. Пусть это и не лучший вариант в случае с творческим продуктом, но таков закон. Однако, как нам объяснили чиновники, у одного из участников были неправильно оформлены документы. В них указали разные адреса. Юристы наших госструктур работают очень тщательно, проверяют каждую букву, мы знаем это по своему опыту. Геннадий Галицкий очень уважаемый человек, но вряд ли «Возрождению» удастся что-то оспорить, тем более, что в УФАС им уже отказали», - сказала директор и художественный руководитель театра «Карамболь» Ирина Брондз.

По словам директора театра, последние дни перед премьерой и без судебных разбирательств выдались непростыми. Подписанный контракт с правообладателями в Лондоне устанавливал определенный срок для выхода постановки. Кроме того, театр Ленсовета вскоре должен выйти из отпуска и желает получить свою сцену. Своего же зала у «Карамболя», как известно, нет. Так что, если бы суд услышал аргументы истцов, то премьера могла бы вовсе не состояться.

«Ситуация с нашим домом, кстати, может служить примером далеко не лучшего результата применения принципа аукциона. Нам передали под реконструкцию ДК Ногина, однако тендер выиграла наихудшая фирма, завалившая работу и отнявшая у нас полтора года. А теперь из-за кризиса вообще неизвестно, что будет с инвестиционной программой для нашего театра. Однако в случае с декорациями обе компании были достойными, и «ХПО» выдало очень достойный результат. Ведь постановкой занимались первые люди страны - Василий Бархатов, Зиновий Марголин, художник по костюмам Мария Данилова, лауреат многих премий. Наше дело - творчество, но все это отняло очень много нервов, и, к счастью, мы сделали очень хороший спектакль», - заявила «Фонтанке» Ирина Брондз.