06.09.2009 Экс директор НИИ "Восход" считает логичной передачу предприятия Минкомсвязи Бывший руководитель ФГУП "НИИ Восход" Александр Калинин называет правильной и логичной передачу госпредприятия в ведение министерства связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи РФ). В настоящее время НИИ "Восход", который является единым оператором обслуживания межведомственного сегмента системы биопаспортов, находится в ведении Росинформтехнологий. В конце августа Минкомсвязи подготовило и направило на согласование в профильные ведомства (Минфин, Минэкономразвития и Росинформтехнологии) проект распоряжения правительства, согласно которому НИИ перейдет в прямое подчинение министерству. "Часть государственных предприятий информатизации подчиняется напрямую министерству (например, "Атлас"), а часть - через агентство Росинформтехнологии. Получается, что работа с ними ведется как бы через посредника", - отметил Калинин. По его словам, была бы логичной единая структура управления предприятиями. "По крайней мере, моя логика и мой жизненный опыт подсказывают, что это было бы правильным", - сказал он. Калинин подчеркнул, что в 2002-2004 годах, когда он являлся главным конструктором государственной автоматизированной системы "Выборы" (ГАС "Выборы"), НИИ напрямую подчинялся Минсвязи, и это было эффективно, особенно при взаимодействии с другими государственными органами. По словам экс-главы "Восхода", головное предприятие должно напрямую взаимодействовать с руководством министерства, поскольку "именно министерство ставит ему задачи". "Я считаю, что нынешняя схема мешает работе, так как усложняется взаимодействие и взаимопонимание", - добавил Калинин. НИИ "Восход" в середине июля прекратил техническое обслуживание системы биопаспортов после того, как проиграл конкурс на очередной этап, а государство задолжало "Восходу" 250 миллионов рублей за 16 месяцев работы. В результате система перестала функционировать, выдача гражданам загранпаспортов с биометрическими данными приостановилась. Однако в августе, согласно распоряжению президента РФ, "Восход" был назначен госоператором системы паспортов нового поколения. "Систему такого рода (изготовление биопаспортов - ред.) будет гораздо эффективнее и продуктивнее эксплуатировать и развивать, если разработчик находится в ведении Минкомсвязи. Нынешняя ситуация только усложняет путь взаимодействия, так как создает лишнее звено в цепочке, поскольку эта система - не только техническая, она также основана на взаимодействии между людьми, и чем цепочка короче, тем она успешнее переносит управленческие импульсы сверху вниз, а также быстрее отрабатывает обратную связь, что крайне важно для государственного системного интегратора по сложным IT-проектам", - сказал Калинин. "Так было, по крайней мере, в ГАС "Выборы" в бытность мою главным конструктором системы, у меня всегда была возможность обсудить проблемные вопросы и с руководителями министерства связи и с председателем ЦИК", - добавил он. Бывший руководитель НИИ "Восход" высказал мнение, что система биопаспортов за прошедшие годы не была развернута в достаточной степени фундаментально. "Проект не был сделан достаточно масштабно, из-за этого и появились уязвимые места", - отметил он. По его мнению, сложности в реализации проекта биопаспортов могли возникнуть из-за того, что проект находится на стыке интересов разных министерств и ведомств (их около 10). "В отличие от успешного старта, когда проектом управлял высокопоставленный штаб, на фоне развития проекта в условиях ограничений по финансированию стал развиваться ведомственный сепаратизм. Логично было бы вновь оптимизировать структуру управления этим проектом, подняв уровень принятия решений и минимизировать управленческие звенья", - полагает Калинин. "Если бы взаимодействие участников проекта было более четко отлажено, то система была бы развернута в свое время достаточно масштабно, что обеспечило бы доступность изготовления паспортно-визовых документов нового образца по всей стране", - полагает экс-глава НИИ "Восход". Еще одной проблемой в реализации проекта он назвал недостаточную работу по формированию всех видов обеспечения, необходимых для функционирования системы биопаспортов: организационного, кадрового, финансового, нормативно-правового, технологического и др. "И, безусловно, важно, чтобы главным конструктором системы выступал специалист не только с богатым организационным опытом, но и с научной квалификацией в области создания крупных информационных систем", - подчеркнул Калинин. Кроме того, Калинин считает необходимым, чтобы все системы государственного уровня лежали в самой компетенции высших государственных структур и были строго скоординированы. "Необходим единый штаб управления подобными грандиозными межведомственными проектами, и таким штабом могло бы стать Минкомсвязи. Необходимо тщательное изучение и внедрение мирового опыта в этой сфере, где мы пока не являемся лидерами. Тогда подобные задачи будут решаться в более короткие сроки и более качественно, потому что не будут тратиться усилия на согласования и преодоление межведомственных барьеров и не будут изобретаться "доморощенные велосипеды", - полагает экс-глава "Восхода". Также Калинин позитивно оценил назначение "Ростелекома" единым оператором телекоммуникационной инфраструктуры программы "Электронная Россия". В частности, "Ростелеком" стал исполнителем мероприятий в рамках этой программы, направленных на создание инфраструктуры электронного правительства. "Я положительно отношусь к назначению "Ростелекома" единым оператором телекоммуникационной инфраструктуры программы "Электронная Россия". Это правильное решение - назначение исполнителя. Назначение "Ростелекома" - это шаг вперед", - сказал Калинин. "Я уверен, что "Ростелеком" при правильной постановке задач и в эффективной кооперации с профильными специализированными IT-компаниями, как государственными, так и частными, успешно справится с поставленными задачами", - добавил он. Ранее в СМИ нынешний директор ФГУП "НИИ Восход" Леонид Юхневич дал критическую оценку перспективам перевода инфраструктуры программы "Электронное правительство" на площадку ОАО "Ростелеком". В "Связьинвесте", в который входит "Ростелеком", не согласны с позицией Юхневича и удивлены его критикой относительно планов по переводу инфраструктуры "Электроннго правительства" на площадку "Ростелекома". "У нас вызывает недоумение, как руководитель относительно небольшого учреждения может критиковать практически безапелляционно решение председателя правительства. Представление этого человека о государственных задачах и их масштабах несравненно ниже, чем у руководства страны", - сказал РИА Новости директор департамента внешних коммуникаций "Связьинвеста" Игорь Пшеничников. "Особенно эта критика непонятна в связи с тем, что программа "Электронная Россия" и ее часть - "Электронное правительство" - родились не вчера и реализация этих программ буксует уже много лет. И где все это время был НИИ "Восход"?", - отметил Пшеничников. "Создается впечатление, что эта критика в адрес правительства преследует узко корпоративные интересы НИИ "Восход", - добавил он. "Мы со своей стороны абсолютно убеждены, что наша дочерняя компания "Ростелеком", обладающая мощнейшей инфраструктурой и ресурсами, выполнит поставленные перед ней руководителем правительства задачи точно и в срок", - уверен представитель "Связьинвеста". Размышляя о развитии инфокоммуникаций в стране, Калинин отметил, что руководство государства ставит понятные задачи, хоть и сложные в реализации, и чтобы качественно их выполнять, необходимо, чтобы и "в головах исполнителей произошел некоторый поворот в сторону аналитического, конструктивного подхода к реализации поставленных задач". "Можно долго говорить о построении электронного государства, напряженно работая над ведомственными сегментами "Электронного правительства", а можно одновременно зайти и с другой стороны: "электронное государство" невозможно без "электронного гражданина", - размышляет Калинин. По его мнению процесс построения не может идти только "сверху", со стороны государства. "Мы должны создавать и "электронного гражданина", давая ему в руки ключи от "электронных услуг" - доступ к интернету, систему идентификации через социальную карту, отечественную платежную систему, привязанную к электронным сервисам", - считает Калинин. В противном случае, полагает он, получится, что государство готово оказывать услуги, а никто не сможет их получать из-за невозможности воспользоваться сервисами. Говоря о государственной автоматизированной системе "Выборы" (ГАС "Выборы", главным конструктором которой он являлся в 2002-2004 годах, Калинин отметил, что система не имеет отечественных и зарубежных аналогов, поскольку в системах подобного назначения автоматизируется, как правило, только заключительный этап избирательного процесса - подсчет голосов. "В отличие от первой версии системы, созданной в 1990-х, в настоящее время на базе современных инфокоммуникационных технологий осуществляется комплексная автоматизация всех основных, а также важнейших обеспечивающих задач, стоящих перед избирательными комиссиями всех уровней. Причем часть рутинных функций не только автоматизирована, но и выполняется автоматически", - сказал Калинин. По его словам, ГАС "Выборы" обеспечивает не только прозрачность выборов, но и повышает степень доверия избирателей к их итогам, обеспечивает предельную, с учетом территории и часовых поясов страны, скорость обработки и доведения до сведения населения страны результатов голосования. "Хотелось бы уточнить, что ГАС "Выборы" создана не как система учета, а как система, позволяющая решать задачи организации избирательного процесса, на всех этапах, начиная с планирования подготовки проведения выборов. Это своего рода ERP-система для избирательной системы России, один из основополагающих элементов того, что во всем мире называется "Электронным правительством", закрывающая в полной мере выборную тематику", - сказал Калинин. Он отметил, что более сложной территориально-распределенной инфокоммуникационной системы с единой базой данных в столь сжатые сроки (менее чем два года после проведения конкурса и утверждения технического задания) в нашей стране не создавалось. "Я бы сказал, что ГАС "Выборы" сама является одним из краеугольных камней при построении единого информационного пространства России. В свое время ГАС "Выборы" стала прообразом для разработки и других "кирпичиков" "электронного правительства" - таких как ГАС "Правосудие", ГАС "Управление", системы по изготовлению паспортно-визовых документов нового образца", - заключил экс-директор "Восхода". |