22.09.2009  Сайты госзакупок продолжают скрывать многое

Новое исследование доступности и удобства поиска информации на официальных сайтах госзакупок показало, что до полной прозрачности им еще далеко. Общая степень информационной доступности сайтов госзакупок за этот год составила, по оценкам экспертов, немногим более 50%.

Независимая организация Институт Развития Свободы Информации (ИРСИ) представила 15 сентября рейтинг информационной доступности официальных сайтов для размещения информации о госзаказах. Специалисты отмечают, что по сравнению с предыдущим исследованием - за 2008 г. - стало возможным осуществлять хотя бы минимальный контроль за процессами в сфере госзакупок. Тем не менее, удобство поиска необходимой информации повысилось несущественно - как рассказал ведущий эксперт ИРСИ Владимир Голубев, с 32% с 2008 г. до 39,5% в 2009 г.

Общая степень информационной доступности сайтов госзакупок за 2009 г., по оценкам ИРСИ, составляет 52,46%. Аналогичный показатель 2008 г. - 57,07%, но не потому, что информации стало меньше, объясняет Голубев: дело в том, что методика оценки сайтов в этом году была переработана. Если ранее упор делался на само наличие информации на сайтах, то теперь - на удобство поиска необходимых сведений. С учетом новых критериев, некоторые сайты, лидировавшие в прошлом году, в этом году существенно опустились вниз.

Но встречаются и забавные моменты, отмечают в ИРСИ. Например, сайт госзакупок Амурской области явно создавали юмористы - на одной из страниц сайта вместо привычной "стрелочки", сопровождающей движение компьютерной мыши, появлялась целая бригада сказочных существ - крылатая фея, человек-паук и прочие, которые плавно перемещались по экрану. Однако на момент написания материала "волшебная" составляющая сайта выявлена не была.

Сайт госзакупок Амурской области оказался не только забавным, но и наиболее информативным - он попал на 1-е место в сентябрьском рейтинге с коэффициентом информационной доступности 77,35%. На 2-м месте - Ростовская область (доступность 76,07%), на 3-м - Кемеровская область (73,5%). Замыкает рейтинг сайт госзакупок Тульской области (20,09%). В прошлом году в тройке лидеров были Ростовская область (2-е место в 2009 г.), Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (10-е место в этом году) и Республика Карелия (33-е место в рейтинге этого года).

Напомним, что февральское исследование ИРСИ пришло к выводу, что большинство сведений размещается на официальных сайтах с нарушением действующего законодательства. Например, доступ к информации о закупках на соответствующем сайте Республики Ингушетия можно было получить только после прохождения процедуры регистрации с вводом персональных данных вплоть до реквизитов банковских счетов. Недочетов и ошибок было найдено много: от отсутствия извещения о проведении закупок, конкурсной документации, протоколов, и до нечитаемых форматов и неработающей системы поиска.

ИРСИ с 2004 г. ведет мониторинг сайтов органов власти, оценивая их доступность и открытость по тремстам параметрам, разработанным институтом на основе российских законов. По результатам оценки составляется рейтинг.