23.10.2009  Эксперт: в законе о госзакупках есть лазейки для сговора и демпинга

В законе ФЗ-94 о госзакупках есть дыры для сговора и демпинга, считает председатель cанкт-петербургского отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Эльгиз Качаев. В качестве мер по улучшению сегодняшней ситуации на пресс-конференции в Доме предпринимателя он назвал повышение ответственности заказчика за результат исполнения государственного заказа: "Чиновники зачастую не несут ответственности за ошибки, в отличие от бизнесменов".

Квалификационный отбор, несмотря на сложность его введения, также был упомянут в качестве желательной меры — хотя бы в виде ограничения максимального объема заказа для фирм, впервые участвующих в поставках государству. Как и некоторые другие выступавшие, Эльгиз Качаев высказался за допуск общественных организаций к контролю на стадии активной фазы проведения торгов, хотя бы в качестве наблюдателей.

В качестве мер по борьбе с занижениями или завышениями цен госконтрактов была названа возможность разработки технических заданий экспертными организациями. Подобный шаг помог бы избежать составления документов с взаимоисключающими требованиями к поставляемым услугам или с несуществующими характеристиками, на что обратил внимание другой выступавший — гендиректор "Константа Спорт" Руслан Жигачев. Описывая ситуацию в области госзакупок спортивного оборудования, Руслан Жигачев отметил, что реальная конкуренция присутствует не всегда.

"Есть демпинг, коррупция, неквалифицированные игроки, не всегда соблюдается техническое задание", — констатировал руководитель. Последнее обстоятельство он связал с недостаточной квалификацией составителей документов. Результатом становится предложение со стороны поставщика заменить поставляемое оборудование на другое, а это ставит его в зависимость от благорасположения чиновника, который может принять или не принятьтовар уже после поставки.