23.10.2009 Электронные торги привлекают представителей МСБ Практические аспекты проведения электронных торгов в рамках госзаказа рассмотрели участники заседания Комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства, состоявшегося 23 октября под председательством Александра Иоффе. Исполнительный директор Национальной ассоциации участников электронной торговли Антон Никольский выделил проблему информационного обеспечения госзаказа как одну из самых главных. По его словам, пользователи сайтов госзаказа испытывают значительные неудобства при поиске нужных конкурсов, торгов и тендеров: классификаторы товаров и услуг пока еще слишком несовершенны в плане номенклатуры, не говоря уже о грамматических ошибках в наименованиях процедур, допускаемых как с умыслом, так и без него. «По итогам 2008 года на торгах в электронной форме размещено заказов на 14 млрд рублей, причем от федеральных заказчиков – лишь на 1,3 млрд рублей, и на 12 млрд – от региональных, то есть диспропорция налицо. Проведено 42 процедуры, что составляет 4,7% от всех госзакупок», - констатировал А.Никольский. В связи с проводимым федеральным экспериментом на нескольких отобранных Минэкономразвития электронных площадках госзаказ в электронной форме в 2009 году несколько вырос, в том числе за счет снятия планки в 1 млн рублей, возможности доторговываться, подавать заявку из двух частей. «В результате в Москве количество электронных аукционов стало фактически сопоставимым с количеством обычных», - подчеркнул А.Никольский. Он напомнил, что электронные торги привлекают гораздо больше представителей малого предпринимательства, чем обычные, поэтому целесообразно дублировать спецторги для малого предпринимательства и торги электронные. Кроме того, возможно организовать и специальные электронные торги для малого предпринимательства, считает А.Никольский. Генеральный директор ОАО «Единая электронная торговая площадка» Антон Емельянов отметил, что за 3 года электронные торги радикально изменили облик госзаказа. «Проблемы доступа к электронной торговой площадке ни у кого не существует. Если кризис ставит проблему сокращения госрасходов, а эта цифра во всех планах приблизительно равна 20%, то стоит ввести электронные процедуры госзаказа, так это автоматически дает государственным органам искомую экономию. В Москве она составляет уже 21,4%», - привел А.Емельянов статистические данные. Малый бизнес может участвовать в электронных торгах на любые, в том числе небольшие суммы лотов, прямо со своего рабочего места. Неслучайно 40% участников московских торгов не являются московскими компаниями. Более 20% торгов проводится в городе исключительно для малого предпринимательства. «Если в обычных торгах участвуют в среднем 2,5-3 участника, то в электронной форме – 4,5-5, бывает, что и 24-30 одновременно», - добавил А.Емельянов. Госзаказчики, по его наблюдению, стали куда ответственнее относиться к процедуре размещения госзаказа, зная, что эффективность размещения изрядно повысилась. Им рекомендовано отказаться от такой архаичной формы размещения, как запрос котировок. Позитивно то, что в электронной процедуре торгов участник может подавать ценовое предложение неограниченное количество раз. «Мы видим, что замечаний к процедурам стало не просто меньше – они почти исчезли. Никто больше не обвиняет организаторов торгов в том, что они стараются привести к победе своего кандидата», - заметил А.Емельянов. Основными отраслями, затронутыми электронной формой торгов, являются поставка канцелярских товаров, вычислительной техники, топлива, но набирает силу и аукцион по продаже имущества – например, залогов, неликвидных активов компаний. «Крупные и средние компании выставляют остатки на складах», - добавил А.Емельянов. Согласно главе 3.1 Федерального закона N94-ФЗ, где изложена новая форма процедуры электронных торгов, с июля 2009 года в рамках федерального эксперимента проведено 300 аукционов. «Опыт накоплен исключительно положительный, хотя и не все федеральные заказчики отнеслись к эксперименту достаточно ответственно. Характерно, что сумма заказа – больше миллиона рублей или меньше – не имеет никакого влияния на эффективность процедуры размещения. Анонимная процедура представления поставщиков оказалась действенным инструментом их регулирования. Задаток в 5% от суммы контракта, вносимый каждым поставщиком, также сыграл весьма позитивную роль», - считает А.Емельянов. Проблематика дальнейшего развития электронных торгов сводится сегодня, по его мнению, к выработке приемлемой нормативной базы. «Следует закрепить в Гражданском кодексе РФ понятия «электронной формы сделки», «электронных торгов» с указанием конкретных форм и процедур и «электронного документа» с описанием технологического аспекта и границ его применения. Поясню: у нас возникли не только электронные цифровые подписи, но и целые электронные контракты, и действовать по ним пока приходится на свой страх и риск», - продолжил А.Емельянов. На повестке дня также стоит вопрос о дальнейшем совершенствовании процедур получения и применения электронной цифровой подписи (ЭЦП): сертификации криптографических алгоритмов, продлении действия ЭЦП больше чем на 3 года, распространении российских ЭЦП за рубежом, в первую очередь в странах СНГ. Начальник отдела информационных технологий Комитета экономики администрации Волгоградской области Людмила Полупанова рассказала, что опыт электронных торгов в области накоплен с 2005-го года. Сегодня в системе находится более 3 тыс. участников, каждый из которых имеет собственную ЭЦП и подписан на рассылку новостей от системы электронных торгов – как по завершенным процедурам, так и по анонсируемым. «Так как мы разрешили подачу оферты в электронном виде, все наши процедуры стали прозрачными и доступными для каждого. Жаль, что муниципальные заказчики еще не поняли всей выгоды электронных аукционов. Несмотря на это, в 2009 году 32% аукционов области состоялось в электронной форме», - сообщила Л.Полупанова. Ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А.Б.Соловьева ГУ-ВШЭ Александр Бурков, имея в виду практику реализации главы 3.1 Федерального закона N94-ФЗ, высказал мнение о том, что поспешность и «обязаловка» портят в России даже самое благое начинание. По его словам, Федеральный закон N94-ФЗ развил рынок разработчиков и операторов, но новая процедура отбора площадок и разработчиков, похоже, совершенно антирыночна и сводит отбор к чиновничьим директивам. «В старой версии процедуры электронных торгов, сложившейся под прямым влиянием ФЦП «Электронная Россия» и директив Минэкономразвития, аукционы могли проводить сами заказчики на своей площадке, они же самостоятельно выбирали оператора на основе единых требований. Но с 1 июля 2009 года операторов отбирает Минэкономразвития РФ и ФАС РФ, решившие, что работать могут три площадки. Почему не семь, не десять? Делается это якобы во имя усиления контроля», - высказал недовольство А.Бурков. Вопросы новая процедура вызывает чуть ли не повсеместно: оператор, согласно ей, открывает счет участнику, таким образом появляется возможность обойти условия анонимности, прослеживая, от кого пришли средства на обеспечение. «Деньги почему-то заранее должны находиться на счету, а иначе никто с тобой разговаривать не станет. Кому из малых предпринимателей захочется блокировать свои средства на довольно длительный срок? Блокируются они за час до поступления заявки, а вот разблокируются почему-то в течение одного рабочего дня – отчего такая диспропорция? В то же время взимание платы с заказчика не допускается – почему?» - задал А.Бурков заочные вопросы законодателям. Заместитель руководителя Центра мониторинга Института управления закупками и продажами им. А.Б.Соловьева ГУ-ВШЭ Наталья Еременко привела результаты исследования московского опыта электронных торгов по новому регламенту, согласно которому среди 162 завершенных процедур в июле-октябре в торгах участвовало всего 14 заказчиков, и 75% процедур пришлось на МВД РФ. «88% закупок по новой процедуре – товары, 12% - работы. Чаще всего размещается заказ на капитальное строительство, ремонт. В 28% случаев на размещенный заказ поступило 0 заявок, 1 заявка – в 35% случаев. Итого, несостоявшихся аукционов – около 70%. Найдено всего 2% аукционов, на которые поступило по 8 заявок», - отметила Н.Еременко. Директор Информационно-аналитического центра Волгоградской ТПП Анна Пурясева указала на необходимость расширения сферы действия ЭЦП. «Малый бизнес нашей области часто выступает за то, чтобы сделать все процедуры торгов электронными», - заключила она. Подводя итоги заседания, Александр Иоффе предложил всем высказавшимся представить свои тезисы к декабрьскому заседанию правления ТПП РФ, на котором будет отдельно рассмотрена проблематика госзаказа и практики реализации обновленного Федерального закона N94-ФЗ, нуждающегося в дальнейшей, по словам А.Иоффе, доработке, как в интересах малого предпринимательства, так и в целом. |