03.11.2009  Развитию конкуренции - нет альтернативы

«Развитие конкуренции. Основные направления борьбы с коррупцией и сговорами при размещении государственного заказа» – семинар на эту тему прошел 29 октября в Департаменте города Москвы по конкурентной политике. В нем приняли участие представители исполнительных органов столичного правительства, ФАС РФ, Контрольного комитета Москвы, московской торгово-промышленной палаты, контрольно-счетной палаты Москвы, городской прокуратуры.

Характеризуя нынешнюю ситуацию в городе первый заместитель мэра в правительстве Москвы Ю.В. Росляк, отметил, что сложности остаются, и выход из кризиса только наметился, а это значит, что необходимо еще более ужесточить требования к экономии бюджетных средств, поскольку, как показывают анализ, этот год в условиях кризиса работали недостаточно эффективно. «Мэр Москвы, Ю.М. Лужков, - сказал он, - поставил перед нами задачу еще раз провести работу по оптимизации расходов». Он напомнил, что сегодня Временная рабочая группа работает в весьма жестком оперативном режиме и сообщил, что едва ли не половина заявок от госзаказчиков отклоняется, так как не являются первоочередными для города. Речь идет о поставках оборудования, мебели, транспорта и пр. При этом, как указал Ю.В. Росляк, порой от госзаказчиков поступают заявки, которые и классифицировать не представляется возможным.

Особого внимания, по словам Ю.В. Росляка, заслуживают вопросы, связанные с размещением заказа у единственного поставщика. В связи с этим руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Г.В. Дёгтев привел следующие данные: «Если в 2008 году на долю таких торгов приходилось более 50 процентов, то в этом она снизилась до 30%, но здесь есть возможности свести такие торги к минимуму».

По мнению Ю.В.Росляка, эффективным инструментом в борьбе с коррупционными проявлениями стало проведение на Единой электронной торговой площадке Москвы аукционов в электронной форме. Здесь снижение стартовой стоимости заказа достигает 20%, растет конкуренция и анонимность участников позволяет говорить о значительном сужении коррупционных проявлений. Вместе с тем, подчеркнул Ю.В. Росляк, необходимо и дальше расширять конкурентное поле, увеличивать число участников торгов и одновременно повышать ответственность по исполнению договорных обязательств. Последнее особенно важно, так как нередки случаи, когда фирмы, взявшие на себя обязательства по выполнению заказов, которые нужны городу, потом бесследно исчезают, нанося тем самым значительный урон городскому бюджету. «В условиях кризиса, подчеркнул Ю.В. Росляк, любой рубль имеет особую стоимость. Поэтому главное не только вернуть деньги, но чтобы услуги были выполнены вовремя и качественно».

Останавливаясь на хитростях, на которые рискуют пускаться недобросовестные поставщики, по общему мнению выступающих, не отличаются какой-либо особой зловредностью, так как абсолютное большинство нарушений закона носят достаточно типичный характер. Например, когда «избранным» хозяйствующим субъектам умышленно предоставляют те или иные преимущества, а для «нежелательных» участников торгов искусственно создают препятствия. Например, в конкурсную документацию незаконно включают дополнительные, часто невыполнимые требования. А впоследствии на основании несоблюдения этих условий заявки отклоняются. Или такой прием, когда необходимая информация для потенциальных участников размещается в сроки, исключающие возможность качественной подготовки к торгам. Даются усеченные или заведомо неверные сведения, например, о месте и времени открытия доступа к заявкам или без определения порядка оценки и значимости критериев. Ясно, что при таких обстоятельствах победа гарантирована организации, предварительно обладающей всем пакетом информации.

Советник руководителя ФАС РФ Т.Н. Ткачёва поделилась примерами из зарубежной практики, остановившись на факторах, которые способствуют развитию добросовестной конкуренции. Так, необходимо широкое информирование о предстоящих торгах; планирование торгов; четкое определение требований, которое не позволяет двоякости толкований; планирование самого процесса торгов; тщательность выбора критериев.

Заместитель председателя Антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате (МТТП) Д.В. Каплин рассказал о создании при палате антикоррупционного комитета, подчеркнув, что мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение, согласно которому руководителям органов исполнительной власти города поручено оказывать поддержку МТПП в выполнении задач, стоящих перед палатой, в том числе и в деятельности антикоррупционного комитета. По мнению Д.В. Каплина, этот орган позволит улучшить положение с обеспечением защиты прав и интересов предпринимателей.

Развитию конкуренции, проблемам и путям борьбы с коррупцией посвятил свое выступление заместитель начальника Управления координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы Т.М. Гареев. Как указал заместитель председателя контрольно-счетной палаты Москвы В.Б. Ияшвили, реализация эффективной конкуренции – реальный фактор противодеяствия коррупции. Подробно на деятельности Единой электронной торговой площадке Москвы остановился генеральный директор ОАО «Единая электронная площадка» А.А. Емельянов, сделав основной акцент на ее возможностях в части предупреждения коррупционных проявлений.

Заместитель председателя Антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате (МТПП) Д.В. Каплин рассказал о создании при палате антикоррупционного комитета, подчеркнув, что мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение, согласно которому руководителям органов исполнительной власти города поручено оказывать поддержку МТПП в выполнении задач, стоящих перед палатой, в том числе и в деятельности антикоррупционного комитета. По мнению Д.В. Каплина, этот орган позволит улучшить положение с обеспечением защиты прав и интересов предпринимателей.

Выступавшие, подчеркивая роль конкуренции в борьбе с коррупционными проявлениями, были единодушны в том, что развитию конкуренции в столице нет альтернативы.