19.11.2009  Закон о госзакупках по-прежнему нуждается в совершенствовании

   Законодательной поддержке участия малого и среднего бизнеса в госзаказах и Федеральных целевых программах был посвящен круглый стол, состоявшийся в Госдуме ФС РФ.
   Заместитель начальника Управления контроля за размещением госзаказа ФАС России Василий Горбунов отметил важность произошедших в последнее время законодательных изменений в сфере госзаказа, указав на новую главу 3.1 Федерального закона N94-ФЗ «О госзаказе», принципиально меняющую структуру этого важнейшего экономического сектора.
   «Главой вводится новая процедура - электронные аукционы, причем без ограничений лотов одним миллионом рублей. Электронных площадок будет не больше трех-пяти. Вводятся единые правила регистрации и участия, единая форма размещения информации, универсальная система поиска, административная ответственность электронных площадок за возможные нарушения в ходе процедур. Средняя стоимость аукциона пока, по нашим подсчетам, должна составлять для участника не более 3 тыс. рублей», - сообщил В.Горбунов.
   Документы для регистрации будут подаваться в электронном виде, будет действовать также единая система получения электронной цифровой подписи (ЭЦП), а действие ее будет распространено на все электронные торговые площадки.
   «Вводятся также исчерпывающие перечни документов для регистрации на электронной торговой площадке и такие же перечни оснований для отказа в регистрации, лимит по крупным сделкам. По мере развития данной процедуры участие в электронных аукционах предполагается сделать бесплатным для всех участников, кроме победителя. Заявка разделяется на две части – информацию о товаре или услуге и информацию о самом участнике. Допуск участников двухуровневый, обеспечение вносится в размере не менее 30% от суммы государственного контракта, причем это может быть и банковская гарантия, и гарантия крупного предприятия. Система рассмотрения заявки также бинарна», - продолжил В.Горбунов.
   По его словам, любой участник может вносить предложения в ходе аукциона, самостоятельно выбирать нужный ему шаг от 0,5 до 1%.
   «Контрольный орган не имеет права прекращать аукцион, а контроль за аукционом может осуществлять лишь федеральный орган. Информация об участниках полностью закрыта. Короткий аукцион на сумму до 3 млн рублей не может длиться дольше семи дней. Госконтракт заключается в электронном виде, при уклонении победителя предусмотрена передача госконтракта, страхование исключается, сроки подписания госконтракта существенно сокращены», - закончил список новаций В.Горбунов.
   Генеральный директор ООО «Прайд Инжиниринг» Дмитрий Шабанов выразил сожаление тому обстоятельству, что в тендерах на поставку высокотехнологического оборудования зачастую участвуют компании со штатом в один-два человека, выигрывающие их за счет непомерного снижения цены.
   «Высокотехнологические тендеры должны выигрываться профессиональными компаниями с квалифицированным штатом сотрудников, способных обеспечить и подключение оборудования, и контроль его последующей эксплуатации. Если же брать средние сроки действия тендеров, они редко превышают год, в то время как сроки поставки оборудования занимают от полугода до девяти месяцев. Кроме того, заказчик не должен иметь права указывать в конкурсных документах конкретного производителя оборудования. Мы бы просили законодателей обратить внимание на эти вопросы», - заключил Д.Шабанов.
   Директор ООО «Авто-Спектр» Александр Ремига выразил пожелание, чтобы электронные площадки не размещались в Москве и Санкт-Петербурге, так как такое размещение, по мнению многих мурманских предпринимателей и должностных лиц, усилит коррупцию.
   «Нужно как можно скорее переходить на электронные торги, но Федеральный закон №94-ФЗ, по нашему мнению, нуждается в переделке. В нем сегодня слишком много дополнений, позволяющих чиновникам лавировать. Считаю также, что малый бизнес должен иметь возможность брать доступные кредиты, если тендер или конкурс им выигран. Не стоит также отказываться от страхования рисков», - считает А.Ремига.
   Начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Михаил Евраев объявил дальнейшей целью совершенствования закона повышение качества государственных контрактов, переход на электронные аукционы.
   «Должностные лица, конечно же, не должны иметь права прописывать в конкурсных условиях технические характеристики изделий, но с тезисом о том, что от страхования отказываться не стоит, я согласиться не могу: оно не работает, бумаги, выдаваемые страховщиками, превратились в фантики. Совершенно также неважно, где физически будет размещаться площадка, она всего лишь сервер. Разумеется, он должен быть под жестким контролем, и потому-то их не должно быть больше трех-пяти. Всё, что требуется от сервера - это нормальная пропускная способность», - полагает М.Евраев.
   С 1 января 2010 года начнется проверка соблюдения заказчиками норм об участии в госзаказе малого бизнеса, объявил он.
   «Количество жалоб по конкурсным процедурам в ФАС РФ растет год от года. В 2009-ом мы ожидаем, что их будет больше 25 тысяч, и это свидетельство того, что люди поверили в то, что правду можно найти. По заявлению МИД РФ, исследовавшего обстановку с госзаказом за рубежом, наше законодательство во многом опережает иностранные аналоги, идет впереди даже развитых стран», - заключил М.Евраев.
   Заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития РФ Анна Катамадзе подчеркнула, что споры вокруг Федерального закона №94-ФЗ вращаются вокруг ввода предквалификационных требований к поставщику, возможности изменений условий заключенного контракта и одностороннего расторжения контракта по инициативе заказчика.
   «Что касается первого, то если допустить квалификацию поставщика, то постепенно дойдет не только до качества его складов, тракторов, но и до докторов наук, станет непонятно, как именно сравнивать докторов наук одного учреждения с докторами наук другого. Окажется, что доктор наук, согласно требованиям, должен закончить такой-то вуз в таком-то году и так далее, поэтому суть подобных предложений, надеюсь, присутствующим ясна», - считает А.Катамадзе.
   Она пояснила, что от запроса котировок закон отходит потому, что эта процедура неконкурентна в принципе.
   «Пока у чиновников отсутствует мотивация проводить настоящие конкурентные торги, но мы работаем над этим. Что же до малого бизнеса, общеизвестно, что кредит или банковскую гарантию ему получить тяжело, и именно поэтому идея была в том, чтобы ввести механизм поручительства. Любая крупная компания, например, Газпром, может поручиться за малое предприятие, ведущее борьбу за госконтракт», - убеждена А.Катамадзе.
   По ее мнению, число площадок сокращается именно в силу того, что 150 местных площадок, закрытых для компаний со стороны, ограничивали конкуренцию, а создавать одну федеральную площадку означало бы ограничивать конкуренцию среди площадок.
   «Мы просим вас высылать на адрес МЭР РФ любые предложения, касающиеся усовершенствования закона о госзакупках», - заключила А.Катамадзе.