04.12.2009  У России и Англии много общего. В системе электронных аукционов

В Департаменте города Москвы по конкурентной политике (Тендерный комитет) в рамках двухдневной международной научно-практической конференции на тему «Проблемы и перспективы развития системы государственных закупок» прошел круглый стол, посвященный развитию информационных технологий.

Подтверждением тому стало проведение круглого стола в режиме видеоконференции. В обсуждении принимали участие столичные руководители и специалисты органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, органов контроля по размещению заказов, сотрудники учебных заведений, поставщики. А вот представители Беларуси во главе с заместителем начальника управления торговли и государственных закупок министерства экономики Республики Беларусь Т.Н. Козловской и эксперт по закупкам компании «Краун Эйджентс» Крис Харви из Великобритании участвовали в режиме удаленного доступа, не покидая своих рабочих мест.

Целью круглого стола, как было заявлено организаторами, стал анализ тенденций и проблем эффективного формирования, размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов, а также рассмотрение направлений информационно-технологического обеспечения системы государственных закупок. По мнению участников обсуждения, актуальность темы обуславливалась продолжающимся реформированием системы государственных закупок, направленным на повышение эффективности, усиление конкуренции, поддержку малого и среднего предпринимательства, снижение коррупционных рисков в этой сфере.

С акцентом на гласность и прозрачность

Открывая дискуссию, заместитель руководителя Тендерного комитета Алексей Данилов, отметил, что, несмотря на многочисленные критические эскапады в адрес 94-ФЗ, закон работает, и в Москве сделано все необходимое для реализации его положений. При этом он особо выделил создание единой городской информационной системы торгов, которая является инструментом размещения городских заказов, подготовки документации, согласования и проведения самих торгов, регистрации контрактов и контроля за их исполнением. «Фактически, - сказал он,- это городской электронный регламент размещения заказов. Из системы необходимая информация о процедурах и контрактах автоматически размещается на сайте и в печатном издании». По словам А. Данилова, в городе также много сделано для обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов. Об этом можно судить по следующим цифрам: в прошлом году объем размещенного заказа составил 875 млрд. рублей, а в этом он достиг 500 млрд. руб. И это в условиях кризиса, подчеркнул он. Доля закупок без проведения торгов сократилась до 10%. А.Данилов также привел и другие цифры. Так, в 2009 году в Москве снижение стартовых цен на торгах составило 30 млрд. рублей (10%). Кроме того, в 80% случаев проведения аукционов с единственным участником заказчики воспользовались нормой закона о заключении контракта по согласованной цене. Это плюс еще около 5%. И это притом, что в городе создана система анализа и согласования стартовых цен для всех госзаказчиков по значимым торгам отдельным департаментом. На этой стадии старты были уменьшены еще на несколько млрд. рублей.

Касаясь вопросов развития конкуренции, А. Данилов сообщил, что в Москве за два последних года среднее число участников на процедурах возросло почти в два раза! Доля аукционов , в том числе в электронной форме составила 80%, а доля конкурсов около 15%. А.Данилов указал на то, что в этом году среднее число участников аукционов и снижение цен на них превысило аналогичные показатели по конкурсам. Самые высокие показатели на электронных аукционах – там число участников на один лот составляет 4-5, а снижение около 20%. Примечательно, что городским заказчикам рекомендовано заказы от 100 до 500 тыс. рублей размещать не котировками, а на простых электронных аукционах по 41 статье. Весьма подробно замруководителя департамента остановился на том, что сегодня 94-м законом принципиально определены квалификация участников, опыт работы и другие характеристики поставщиков, которые учитываются при проведении торгов. Однако весьма настойчиво стали раздаваться голоса, ратующие за расширение перечня способов размещения заказов «субъективными» процедурами, за возможности введения административной произвольной квалификации участников торгов, а также за право заказчика самостоятельно определять порядок и пределы изменений условий контракта. «На этот счет,- сказал он,- мы считаем, что это приведет к необоснованному ограничению доступа участников к торгам, невозможности развития эффективных и конкурентных способов размещения заказа».

Сохранить информацию по всему циклу заказа

Не менее актуальной, по словам А. Данилова, выглядит перспектива создания Единого федерального сайта РФ для размещения информации о заказах и работы национальных операторов электронных площадок. Очень важно, чтобы была предусмотрена их интеграция (обмен информацией) с системами размещения заказов субъектов РФ. Дело в том, что сейчас во многих субъектах РФ, как и в Москве, функционируют комплексные системы размещения заказов, которые охватывают не только процедуры 94-ФЗ – они отображаются на сайте и на электронных площадках -, но и вопросы планирования размещения заказов, исполнения контрактов, анализа и пр. Поэтому для сохранения информации по всему циклу заказа, ее анализа и управления госзаказом, вопросы интеграции информационных систем для субъектов крайне важны, резюмировал А. Данилов.

Среди ряда проблем, которые волнуют заказчиков, Данилов выделил две, на его взгляд, наиболее актуальные: ситуацию, связанную с недобросовестными поставщиками и демпинг. Впрочем, что касается последнего, то привести убедительную статистику, указывающую на массовый характер этого явления, не представляется возможным. Можно лишь отметить, что в 2009 году доля лотов с процентом снижения цены более 40% в Москве составляет по числу от всех лотов около 6%, а по сумме около 3%. Сколько из них расторгнуты по вине поставщика, объективно сказать нельзя, и в этой связи представляется крайне важным, по словам А.Данилова, изменить порядок расторжения госконтрактов. Сейчас госзаказчику проще расторгнуть контракт по соглашению сторон, чем пройти процедуру расторжения через суд. По мнению А.Данилова, необходимо внести изменения в законодательство о судопроизводстве в части ускорения рассмотрения дел в судах по расторжению государственных контрактов в случае нарушения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта.

А что касается недобросовестных поставщиков, то 94-ФЗ меры защиты от них предусмотрены. Это и включение в реестр недобросовестных поставщиков, и обеспечение заявок на участие и исполнение контрактов, в контрактах предусматривается этапность выполнения работ, штрафные санкции и пр. Дело в том, как эти нормы работают. По словам А. Данилова в прошлом году, например, более 95% обеспечений исполнения контрактов было представлено поставщиками в виде страховок. По информации одной из крупнейших страховых компаний, выдано более 10 тыс. гарантий, в том числе по немосковским контрактам. И что же? Не было ни одного случая выплат! Обращения единичны, поскольку данный инструмент сложен и требовал высокой квалификации госзаказчика и не предусматривал возмещения в случае умысла.

После принятия последних изменений в закон доля обеспечений в виде страховок в Москве сократилась до 27%, а в ноябре в городе принято решение исключить такой вид обеспечения из практики городских заказчиков.

Трехуровневая система – в действии

Единой автоматизированной системе торгов Москвы и интеграции с электронной торговой площадкой посвятил свое выступление главный конструктор ГЦП «Электронная Москва» по вопросам размещения госзаказа Юрий Вартанов. Он весьма подробно рассказал и продемонстрировал на экране всю структуру ЕАИСТ. Так, по словам Ю. Вартанова, автоматизация сферы размещения государственного заказа города Москвы охватывает все стадии от планирования процедур размещения до контроля над исполнением государственного контракта. Данный процесс организован на базе Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы – ЕАИСТ и проходит исключительно в электронном виде с использованием технологии электронно-цифровой подписи.

Основными элементами трехуровневой системы являются следующие модули:

  • подсистема планирования и подготовки торгов;
  • подсистемы формирования Реестра торгов (лотов);
  • подсистема формирования Реестра государственных контрактов.

Кроме того, следует отметить еще один ключевой элемент в данном процессе – официальный сайт города Москвы, на котором размещается информация о закупках города, – Портал государственных закупок города Москвы (ПГЗ).

По данным 2008 года в системе были учтены сведения о более 100 тыс. государственных контрактах и около 17,5 тыс. изменениях к ним. Основная часть контрактов заключена по итогам торгов и запросов котировок, которых по данным системы в прошлом года было поведено более 80 тыс. лотов. Пользователями системы являются все государственные заказчики города Москвы (более 6 тыс. организаций).

На стадии планирования государственного заказа происходит определение потребностей в закупке и формирование плана торгов, который в настоящий момент находит отражение в виде оперативного календаря в ЕАИСТ и используется в качестве инструмента, согласования важных условий торгов городскими структурами и обеспечивает деятельность Временной финансовой комиссии по размещению заказа.

Пройдя все необходимые согласования в электронной форме с применением электронно-цифровой подписи сведения о процедуре из оперативного календаря торгов переходят в стадию подготовки торгов. В этой стадии формируются документальные элементы размещения государственного заказа – документация о торгах и проект государственного контракта. В Москве данный процесс автоматизирован с использованием шаблонов документации, разработанной Департаментом городом Москвы по конкурентной политике.

Со всей полнотой сведений

После утверждения пакета документации о торгах, средствами ЕАИСТ формируется извещение о проведении процедуры торгов и автоматически размещается на официальном сайте, а также направляется для публикации в официальном печатном издании. Впоследствии, до окончания приема заявок от участников торгов средствами системы обеспечена возможность внесения только допустимых законодательством изменений в процедуру торгов.

На стадии работы комиссии по размещению заказов происходит учет всех принятых решений и автоматическое формирование средствами ЕАИСТ протоколов заседаний. Как и извещение о проведении торгов, данные протоколы автоматически размещаются на официальном сайте и направляются для публикации в официальном печатном издании.

По итогам торгов производится мониторинг процесса заключения государственного контракта – соблюдения государственным заказчиком сроков заключения и соответствия показателей контракта итогам торгов.

Если в процессе исполнения государственного контракта в соответствии с законом у сторон возникает необходимость изменения его условий, ЕАИСТ обеспечивает учет таких изменений, в т.ч. при изменении сроков исполнения и стоимости контрактов обеспечивается их согласование в электронной форме с Контрольным комитетом города Москвы.

По окончании исполнения контракта (или прекращении его действия) в соответствии с законом средствами ЕАИСТ обеспечен учет данных сведений.

Полнота сведений о государственных контрактах достигается за счет интеграции данного ресурса с информационной системой казначейства города Москвы, которое осуществляет формирование бюджетных обязательств по государственным контрактам в строгом соответствии со сведениями, размещенными в ЕАИСТ. Необходимо отметить, что контракты, сведения о которых не внесены в ЕАИСТ, казначейством не финансируются.

Кроме того, сведения о государственных контрактах, публикация которых определена законодательством, средствами ЕАИСТ размещаются на официальном сайте.

В процессе формирования (планирования) государственного заказа и его размещения в ЕАИСТ формируются дополнительные информационные ресурсы:

  • Реестр участников размещения государственного заказа, содержащий в себе информацию о юридических и физических лицах принимающих участие в торгах;
  • Реестр комиссий и специалистов, содержащий информацию о сотрудниках государственных заказчиков города Москвы, обеспечивающих проведения торгов.

Таким образом, автоматизация процесса размещения государственного заказа на базе ЕАИСТ обеспечивает абсолютное выполнение требований законодательства, полноту и прозрачность информации в данной сфере, сокращение регламентных сроков и отказ от бумажных носителей за счет применения электронных регламентов. Кроме того, в условиях нестабильной финансовой ситуации управление электронными регламентами в ЕАИСТ обеспечивает управление процессом размещения государственного заказа и минимальные сроки внедрения принятых решений.

В целях анализа и мониторинга в составе ЕАИСТ реализована аналитическая подсистема, которая позволяет вести статистические и аналитические наблюдения за ходом размещения государственного заказа в различных разрезах данных. Аналитическая подсистема охватывает, как этапы размещения заказа, включая его планирование, так и этапы заключения и исполнения государственных контрактов.

Для организации учета сведений о проводимых на электронных площадках аукционах в ЕАИСТ разработаны универсальные интерфейсы для получения и учета сведений поступающих от операторов обеспечивающих проведение аукционов в электронной форме. Такой подход позволяет поддерживать взаимодействие с любыми электронными торговыми площадками, учитывать результаты проводимых торгов и обеспечивать их публикацию на официальном сайте. Остановившись на интеграции ЕАИСТ Единой электронной торговой площадкой, Ю.Вартанов подчеркнул, что Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП) ─ национальный оператор электронных торгов, выбранный решением Правительства РФ в качестве площадки для проведения электронных аукционов для федеральных государственных заказчиков по новым нормативным положениям, расширяющим сферу использования электронного аукциона как инструмента размещения госзаказа. Торги проходят на сайте www.roseltorg.ru

Электронные торги: доступность, эффективность, анонимность

В столице торги в электронной форме проводятся уже более трех лет. В настоящий момент на площадке регулярно проводят торги более 300 государственных заказчиков и более 10 коммерческих предприятий. На ЕЭТП проходят торги, как на понижение стартовой цены, так и на повышение – торги на реализацию.

На торговой площадке зарегистрировано свыше 15 000 поставщиков, из которых более 6000 имеют реальный опыт участия в аукционах. Для участия в торгах поставщику требуется лишь сертификат ЭЦП и необходимое для его применения ПО. В сумме комплект поставщика стоит от 2500 рублей и может быть приобретен в одной из 600 точек выдачи по всей территории РФ. В среднем в торгах участвует 3 - 4 поставщика в расчете на 1 аукцион, что значительно выше, чем соответствующий показатель по другим видам торгов. Но главное это равная доступность, высокая степень прозрачности и полная анонимность процесса. Госсзаказчик не контролирует проведение процедуры, поскольку она с двух сторон анонимна: поставщики не видят друг друга, и заказчик не видит поставщиков до момента заключения контракта. Таким образом, госзаказчик узнает о победителе уже после того, как торги прошли, что препятствует возможному сговору между ними. Благодаря доступности и прозрачности торгов, электронные аукционы позволяют значительно снизить начальные закупочные цены в ходе открытой ценовой конкуренции. В среднем дисконты аукционов составляют 18-20%.

Находясь в своем кабинете в Лондоне, эксперт по закупкам компании «Краун Эйджентс» Крис Харви рассказал о системе электронных аукционов, действующей в госсекторе Великобритании. Электронные торги заработали в Англии в 2003 году, тогда было проведено 4 аукциона, в 2006 таких торгов было проведено уже 68. Например, метеослужба на закупках автотранспорта для собственных нужд сэкономила 20%, а министерство статистики на закупке бумаги – до 30%. По словам, Криса Харви, первые электронные торги вызвали в обществе подъем и некую эйфорию. Между тем первая волна использования электронных торгов выявила и ряд существенных проблем. Аукционы показали свою узкую направленность по номенклатуре товаров и услуг да к тому же весьма низкой оказалась исполнительская дисциплина. Но самое главное разочарование у устроителей вызвала низкая конкурентность участников. Едва ли не шок вызвал аукцион, где был зарегистрирован всего один участник. Вторая волна обращений к такой форме проведения аукционов связана с тем, что в стране стали делать ставку не на внешних экспертов, но обучать своих, и число неквалифицированных операторов значительно снизилось. Кроме этого был решен ряд проблем, связанный с программным обеспечением, а при подведении итогов стали больше обращать внимания не только на предложения низкой цены, но и на качество исполнения заказа. Все эти обстоятельства развернули госзаказчика лицом к проведению торгов в электронной форме, что сказалось положительно на уровне конкурентности. Одним из самых удачных, по словам эксперта, был электронный аукцион, который проводило госминистерство торговли, где было 47 участников. Экономия в нем давала 10,5 млн. фунтов стерлингов. Как считает Крис Харви, основывая свой прогноз на последних исследованиях в этой области, в 2010- 11 годах объем размещенного заказа госминистерством торговли достигнет 800 млн., а экономия составит 250 млн. фунтов стерлингов.

Представители Беларуси, также находясь в режиме отдаленного доступа, поделились своим опытом организации госзакупок в Республике, рассказали о правовом регулировании торгов и об организации аукционов в электронной форме. Как отметил, подводя итоги круглого стола заместитель руководителя Департамента А. Данилов, при ряде различий при проведении электронных аукционов все-таки здесь у всех участников гораздо больше общего.