04.12.2009  Волгоград: перспективы внедрения электронной формы торгов

   Участие малого бизнеса в муниципальных конкурсах и внедрение электронной формы торгов - такие вопросы были вынесены на обсуждение членов координационного совета по предпринимательству, которое прошло на днях в администрации Волгограда. Провел заседание совета глава города Роман Гребенников.
   По информации комитета муниципального заказа администрации Волгограда, с 1 января 2009 года вступили в силу изменения в федеральный закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В частности, теперь государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать заказы у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10 и не более чем 20 процентов от общего годового объема поставок товаров и услуг.
   Как сообщили в пресс-службе администрации Волгограда, в текущем году комитет муниципального заказа провел 61 конкурс на общую сумму 560 миллионов рублей, 242 аукциона на сумму 3,1 миллиарда рублей и 181 запрос котировок на сумму 60,5 миллиона рублей.
   Еще 9 конкурсов, 30 аукционов и 11 запросов котировок цен объявлены, но пока не завершены. По итогам уже завершенных тендеров представители малого и среднего бизнеса приняли участие в размещении заказов на общую сумму 3,3 миллиарда рублей, или 89 процентов от общего объема. Оставшиеся 11 процентов - те услуги, которые субъекты малого и среднего бизнеса не могут оказывать в силу их специфики: медицинские услуги, организация спортивных соревнований, банковские услуги, а также услуги по обязательному медицинскому страхованию и ОСАГО.
   Комитет муниципального заказа ожидает, что в 2010 году объемы закупок исключительно у субъектов малого предпринимательства вырастут. Также по-прежнему не будет никаких препятствий для участия малых и средних предпринимателей и в других объявленных тендерах. Что касается электронных торгов, то данная процедура во многом пока является экспериментальной.
   Федеральный закон разрешает проводить муниципальные закупки посредством электронных торгов, но здесь есть ряд ограничений. Так, цена контракта (лота) не может превышать 1 миллион рублей, не предусмотрено обеспечение заявки на участие в аукционе и т.д. Участие в таком электронном аукционе может принять каждый, кто зарегистрировался на сайте, никаких особых требований к участникам не предъявляется. Это делает аукционы более доступными. Однако данная процедура имеет свои недостатки: отсутствует возможность проверить товары, работы и услуги на соответствие потребностям заказчика, а также наличие у потенциального исполнителя услуг необходимых разрешительных документов. В итоге победить в конкурсе может субъект, не имеющий реальной возможности исполнить свои обязательства в полном объеме.
   Срок действия статьи 41 федерального закона 94-ФЗ, на основании которой проводятся электронные торги в указанном выше режиме, истекает 1 июля 2010 года. Кроме того, Правительством РФ определены 3 электронных площадки (в Москве, Санкт-Петербурге и Татарстане), на которых проводятся электронные аукционы уже без вышеперечисленных недостатков. Однако размещать заказы на них могут пока только государственные заказчики.
   В настоящее время на федеральном уровне ведется работа по расширению списка площадок для проведения аукционов в электронной форме. "Преимущество электронной формы торгов, если они проводятся с соблюдением всех правил, налицо: доступность для большего числа предпринимателей, ликвидация коррупционных схем и существенная экономия бюджетных средств. Опыт, к сожалению, пока сравнительно небольшой, показывает, что если при проведении обычных аукционов удается сэкономить 10 - 20 процентов от стартовой (максимальной) цены лота, то электронные торги могут принести до 40 процентов экономии, - отметил Роман Гребенников. - Мы обязательно будем развивать систему электронных торгов при проведении муниципальных конкурсов, внедрять при этом опыт других городов. За электронными аукционами будущее".