11.12.2009  Счетная палата выявила лишние 8, 3 млрд руб. в затратах на строительство ЧТК

Контрольно-счетная палата Москвы выявила лишние 8,3 млрд рублей в затратах на строительство столичного Четвертого транспортного кольца (4ТК). Как выяснилось, строительство ЧТК может подешеветь из-за снижения цен на строительные материалы, которое произошло в связи с кризисом. При первоначальных расчетах его стоимости предполагалось, что стройматериалы будут ежегодно расти в цене.

Как рассказал аудитор палаты Виктор Фабисович, палата по поручению мэра Москвы проводила проверку эффективности бюджетного планирования при формировании заявок на строительство кольца.

"На стадии подготовки тендерной документации имелась технологическая возможность разбивки участка магистрали Четвертого транспортного кольца не на два, а на большее количество объектов строительства. Исходя из этого, в случае реализации этой возможности были бы сокращены сроки и стоимость строительства", - считает Фабисович, опираясь на выводы комиссии.

По его словам, проверка показала, что не соблюдался установленный порядок взаимодействия органов исполнительной власти города при изъятии земельных участков для нужд мегаполиса, определении размеров компенсационных выплат и проведении экспертизы отчетов об оценке рыночной стоимости компенсируемого имущества.

"Также необходимо принять меры по корректировке договорной цены второго пускового комплекса магистрали Четвертого транспортного кольца в связи с уровнем фактической инфляции в строительстве в 2007-2008 годов, что позволит сэкономить городу не менее 8,3 млрд рублей бюджетных средств", - сказал собеседник агентства.

По его словам, в связи с этим, необходимо внести изменения в контракт генеральной подрядной организации о второй очереди строительства первого участка дороги.

"Мы считаем, что необходимо внести изменения в контракт, в результате чего стоимость строительства будет уменьшена и освободившиеся средства правительство Москвы сможет направить на другие проекты, - сказал Фабисович. – Если этого не произойдет, что подрядчик получит незаработанную прибыль, которая сложилась из-за того, что сложилась такая экономическая ситуация".

Напомним, что право строительства первого участка ЧТК летом 2008 года выиграла компания "Мостотрест", аффилированная с "Н-Транс" и "Группой Е4". Победитель обошел других участников торгов, в том числе "Трансстрой". За строительство 3,8 км магистрали была предложена цена 66,2 млрд рублей, что стало самым дорогим на сегодняшний день дорожным тендером.

В ноябре этого года главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что только треть из выделенных на строительство уйдет непосредственно на прокладку дороги, а остальные средства будут направлены на посадку деревьев, сооружение парковок и установку песочниц. В частности, на перенос промышленных объектов и гаражей выделено около 20% от полной стоимости сооружения участка.

При этом, как отметил Кузьмин, окончательно стоимость ЧТК еще не определена. Однако, по предварительным оценкам, оно будет стоить бюджету Москвы более 660 млрд руб. Учитывая общую протяженность магистрали в 74 км, средняя стоимость одного километра составит 8,9 млрд руб. К примеру, стоимость строительства 1 км Третьего транспортного кольца в столице обошлась в среднем 3,3 млрд руб., а стоимость прокладки одного километра Кольцевой автодороги в Петербурге составляет всего 0,98 млрд руб., хотя там в стоимость также включены работы по переносу объектов и выплате компенсаций.

В США строительство современных магистралей также стоит дешевле, хотя и там в общую сумму строительства включены работы по сносу строений, прокладке инженерных коммуникаций и т.п.

По мнению Фабисовича, на строительство кольца длиной 22,9 км вместе с объектами улично-дорожной сети и съездами уйдет 40,6 млрд рублей. Затраты на постройку подземных переходов, компенсационные выплаты и проектные работы должны уложиться в сумму 35,3 млрд рублей. Еще 22,3 млрд рублей будет израсходовано на строительство и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры.

К концу июля текущего года, по его данным, были проведены работы на сумму 28 млрд рублей.

Он также упомянул о том, что запланированные на 2010 год размеры финансирования строительных работ на первом участке недостаточны для своевременного их завершения, которое ожидается в декабре 2011 года. Выделенная для этих целей сумма составляет всего 1,7 млрд рублей. По мнению аудитора, на какой срок будет перенесено завершение строительства объекта, пока неизвестно.

В стройкомплексе Москвы сообщили, что они получили отчет аудиторов палаты, но пока принимать какие-либо решения не намерены.

По мнению аналитиков, в России до сих пор используется плановая система ценообразования при строительстве, которая позволяет превращать стройку в денежную дыру. "Если на Западе шибки в расчетах могут составлять 10-12%, то у нас бывает, что они составляют 100%", - сказал эксперт. Он считает, что для полного выяснения, куда и на что тратятся деньги при строительстве дорог, необходимо проведение независимых экспертиз.

Как заявил недавно на заседании Госсовета в Ульяновске президент РФ Дмитрий Медведев, отсутствие современных строительных норм и существующая система ценообразования препятствует применению высокоэффективных технологий, в разы увеличивает затраты на строительство и впоследствии на содержание этих объектов.

"В некоторых городах и регионах затраты исключительно высоки. И здесь очень трудно оправдать это географическим положением, стоимостью рабочей силы. Здесь есть и какие-то другие факторы, на которые всем нам нужно обратить внимание. Не может быть такой разницы, несмотря ни на что", - заявил Медведев.

"Я посмотрел: приблизительная стоимость строительства автодороги Великий Новгород – Усть-Луга – 190 млн руб. за километр, в Сочи – 2 млрд руб. за километр, в Москве – 8 млрд руб. за километр. Почему такая разница? Есть, конечно, объективные вещи, но разница двадцатикратная, тридцатикратная. Это все-таки не на Луне строят", - недоумевал глава государства.

По его мнению, необходимо привести технологии и стоимость строительства дорог, инфраструктурных объектов в соответствие с мировыми стандартами, например, с нормами Евросоюза.

Общая протяженность 4ТК составит 74 км - это в два раза больше третьего транспортного кольца. Новое кольцо будет иметь по четыре полосы движения в каждую сторону с пропускной способностью в час "пик" около 5,5 тыс автомобилей. Трасса будет бессветофорной.