28.12.2009 Систему госзакупок признали недостаточно экономичной В сфере госзакупок сохраняется низкий уровень конкуренции и экономии, свидетельствуют данные мониторинга, проведенного Институтом управления закупками и продажами Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ — ВШЭ). Несмотря на то что новая система была направлена в первую очередь на оптимизацию расходов, экономический эффект для бюджета оказался достаточно скромным. Так, в 2009 году цена во время проведения конкурса для федеральных нужд снизилась на 11,3%, во время проведения аукциона — на 10,5%. "Примечательно, что цена сильнее снижается на конкурсах, а не на аукционах, хотя должно быть наоборот", — говорит директор института Ирина Кузнецова. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) с такими выводами не согласны. По данным ведомства, с 2006 по 2008 год благодаря реформе госзаказа сэкономлено более 500 млрд рублей. В будущем же в ФАС ожидают, что ежегодная экономия составит до 1 трлн рублей. Например, при закупке сложного медицинского оборудования и лекарств снижение цены в некоторых случаях достигало 80% первоначальной. "Экономия видна и на муниципальном, и на региональном, и на федеральном уровне", — возражает исследователям из ГУ — ВШЭ начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев. Но в ВШЭ такие случаи считают скорее исключением, чем правилом. И объясняют почему. Так, по результатам мониторинга среднее число заявок поставщиков на участие в торгах, аукционах и при запросах котировок цен в 2009 году серьезно не изменилось и остается аналогичным уровню 2005—2006 годов, то есть до вступления в силу закона № 94 о госзакупках и первого года его действия. Например, среднее число заявок при проведении аукционов в первой половине 2009 года составляет 3,64, в 2006 году — 2,78. При проведении торгов среднее число заявок на один лот в 2005 году составляло 3,68, в 2006-м — 2,77, в 2009-м — 3,58. "Заявок в среднем на конкурс и аукцион не стало больше — это показывает, что конкуренция практически не увеличилась и поставщики не верят в прозрачность госзаказа, продолжая договариваться или между собой, что означает сговор, или с заказчиком, что говорит о коррупции", — говорит Ирина Кузнецова. Более того, в ходе мониторинга эксперты института зафиксировали, что при размещении заказов закон нарушается не менее чем в 50% случаев, а иногда достигает 90%, что свидетельствует либо о некомпетентности заказчиков, либо о сложности или нежелании исполнения закона. В ФАС не отрицают, что сложности в сфере размещения госзаказа остаются. Однако Михаил Евраев напоминает, что обоснованными сейчас признаются более 50% жалоб предпринимателей, участвующих в конкурсах. На право проводить электронные торги претендуют 18 площадок Как сообщило 23 декабря Минэкономразвития, заявки на участие в конкурсе на право проведения электронных торгов по госзакупкам подали 18 площадок. Заявки прислали дочерние компании ММВБ, РТС, Сбербанка России. Кроме того, заявку на конкурс подали ООО "Фабрикант.ру" (площадка в Москве), ряд площадок из регионов, в том числе из Казани, Екатеринбурга, Улан-Удэ, Перми, Ростова-на-Дону, Ярославской области. Минэкономразвития подведет итоги конкурса до конца текущего года. Всего планируется отобрать пять электронных площадок, на которых начиная с 2010 года будут проводиться аукционы по размещению госзаказов. |