28.12.2009 СП: становление системы госзакупок идет медленно и с большими издержками Cоздание эффективной системы закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд является одной из актуальных задач государственного управления в Российской Федерации. Тем не менее, несмотря на принятие специальных законодательных и других нормативных правовых актов в данной сфере, становление системы государственных закупок идет медленно и с большими издержками, а уровень ее организации остается невысоким. К такому выводу пришла коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина, которая рассмотрела результаты проверки выполнения Минооброны России и Росатомом федерального законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Как сообщает В ходе проверки выявлено, что сложившаяся система ценообразования на вооружения и военную технику носит затратный характер и направлена, прежде всего, на возмещение предприятиям фактических затрат по производству этой продукции, что не способствует снижению цены и эффективному использованию государственных средств. Кроме того, до настоящего времени не разработан единый классификатор военной продукции, остается нерешенной проблема приведения в соответствие структуры Государственной программы вооружения на 2007-2015 годы и классификации расходов федерального бюджета на ее реализацию. Коллегия решила направить соответствующую аналитическую записку в палаты Федерального Собрания Российской Федерации. На заседании коллегии был также рассмотрен вопрос об эффективности действующего законодательства по обеспечению конкуренции при проведении конкурсов и заключении госконтрактов по результатам проверок, проведенных Счетной палатой в таможенных органах и бюджетных учреждениях, подведомственных Федеральной таможенной службе. Было отмечено, что Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в целом эффективно обеспечивает гласность и прозрачность размещения заказов, экономное использование средств федерального бюджета и средств из внебюджетных источников, привлечение к участию в размещении заказов физических и юридических лиц. Вместе с тем, проведенный анализ выявил ряд проблем законодательного и правоприминительного характера, негативно сказывающихся на эффективности расходования бюджетных средств. Таким образом, для обеспечения прозрачности процедур закупок и снижения коррупционных рисков, требуется не только ужесточение контроля и усиление ответственности за нарушение порядка осуществления государственных закупок, но и совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок. Так, законодательством Российской Федерации о размещении заказов не предусмотрено применение государственными заказчиками единой терминологии при определении в извещении о проведении торгов предмета государственного контракта, что усложняет возможность нахождения поставщиками информации о проводимых торгах и их предмете на официальном сайте. Кроме того, не закреплен порядок расчета начальной цены контракта в сфере государственных закупок. Также в материалах, представленных на Коллегии, отмечается, что заключение длительных государственных контрактов на поставку топлива может привести к неэкономному расходованию бюджетных средств в случае снижения цен или при неисполнении поставщиком своих обязательств в случае значительного их роста. Кроме того, контракты на аренду помещений заключаются государственными заказчиками без проведения торгов, поскольку отношения, связанные с арендой недвижимого имущества не являются предметом регулирования Федерального закона №94-ФЗ, что несет в себе значительные коррупционные риски. По этому вопросу Коллегия также решила направить аналитическую записку в Минэкономразвития России, ФСБ России и палаты Федерального Собрания Российской Федерации. |