12.03.2010 "Деловая Россия" дала рецепт улучшения госзаказа Члены общественной организации "Деловая Россия" озвучили свои предложения по совершенствованию системы госзакупок. Бизнесмены убеждены, что, помимо цены, к участникам торгов должны предъявляться квалификационные требования, а чиновники, допустившие прием некачественных работ и товаров, обязаны покинуть занимаемую должность и не возвращаться на госслужбу в течение как минимум одного года. По мнению эксперта "Деловой России" по госзаказу — гендиректора компании "Партнер" Влады Лисицыной, хорошо, что законодательство в сфере размещения заказов развивается в сторону увеличения конкуренции, предоставления возможность любому участвовать и выигрывать, снижения возможности заказчиков влиять на результаты торгов и конкурсов. Однако, подчеркнула эксперт, в погоне за развитием конкуренции забывается главное — то, для чего нужна система государственного заказа, конечная цель данного мероприятия: "Главное для заказчика — в течение финансового года использовать бюджетные средства на получение результатов качественного выполнения работ, приобретение качественного товара, получение качественно оказанных услуг в установленные сроки. То есть ключевых слов здесь два — качество и сроки. Таким образом, основная часть проблем перетекает из стадии выбора поставщика или подрядчика в стадию исполнения контракта". Когда главным критерием является цена, подчеркнула Влада Лисицына, слишком велико число компаний, которые принимают участие в торгах, не имея должного уровня квалификации, опыта, знаний не только по тематике торгов, но и по работе с госзаказчиками. "Главное для таких организаций — выиграть торги, а дальше по принципу "как-нибудь разберемся". От этого страдают в большей мере сами заказчики, поскольку сроки могут быть сорваны, качество окажется посредственным, судебные разбирательства с такими горе-победителями тянутся годами", — констатировала эксперт. Гендиректор компании "Партнер" отметила, что, делая ставку на экономию бюджетных средств, нельзя забывать о защите заказчика от плохого качества и сорванных сроков: "Необходимы такие изменения законодательства, которые позволили бы заказчикам иметь либо рычаги оперативного управления уже при исполнении контракта, либо возможности отбора исполнителей заказа с учетом не только цены, но и качества". Более подробно о нарушениях в области госзакупок и мерах, которые стоило бы принять для исправления ситуации, рассказал другой эксперт "Деловой России" — гендиректор компании "ПТК КОНСТАНТА спорт" Руслан Жигачев. Он подчеркнул, что на фоне финансового кризиса и резкого сокращения емкости рынков денежные средства, распределяемые в системе госзаказа, стали основным, а зачастую и единственным источником доходов для большинства представителей малого и среднего бизнеса. Все это, по словам эксперта, привело к тому, что конъюнктура на рынке госзакупок в последнее время растет в геометрической прогрессии. Так, на конкурсах 2008 года среднее число претендентов редко достигало десяти участников. В 2009 году этот показатель вырос до 30–40 компаний, а в начале 2010 года число участников тех или иных конкурсных процедур насчитывает уже 60–90 фирм. "С учетом того что единственным критерием выбора победителя на аукционе является минимальная цена предложения, а предварительный отбор участников по квалификационным параметрам отсутствует, происходят массовые нарушения 94-ФЗ, причем как со стороны заказчиков, так и со стороны потенциальных исполнителей", — отметил Жигачев. Условно, по мнению гендиректора "ПТК КОНСТАНТА спорт", данные нарушения можно разделить на три категории. Первые связаны с организацией торгов и выражаются в довнесении конкурсных предложений ангажированными участниками после окончания их приема, изменении места подачи заявок или регистрации участников, в результате чего в нужное место и время прибывают избранные представители и т. д. Вторая категория нарушений объединяет противоправные действия со стороны заказчиков, а именно некорректный перечень требований к участникам торгов (требование несуществующих форм документов, отказ по причине отсутствия того или иного документа, первоначально не заявленного как необходимый и т. д.); несоответствие действительности требований к товарам и услугам, заложенных в техническом задании; прием некачественных товаров или плохо выполненных работ. Наконец, в третьей категории объединены нарушения, допускаемые участниками торгов. Лидером здесь является значительное понижение начальной цены контракта с последующим заведомо некачественным исполнением работ или поставкой заведомо некачественных товаров. Грешат исполнители умышленным изменением в сторону уменьшения объемов работ, указанных в смете, использованием материалов, не соответствующих требованиям. Зачастую подрядчики не предоставляют требуемый перечень сопроводительной документации ввиду ее изначального отсутствия. Для избежания подобных нарушений, убеждены эксперты "Деловой России", необходимо внести в закон о госзакупках 94-ФЗ следующие изменения: 1. Ввести квалификационные требования к участникам государственных торгов, начиная как минимум с объема контракта в 1 млн рублей: опыт работы на рынке, объем выполненных аналогичных работ за последний период, квалификация персонала и т. д. 2. Обеспечить представителям общественных организаций возможность выборочно контролировать организационный процесс проведения конкурсных процедур: присутствовать на окончании подачи котировок и при вскрытии конвертов с конкурсной документацией, контролируя их целостность до начала процедуры. 3. Ввести обязательный контроль со стороны специалистов отраслевых комитетов и ведомств за параметрами и требованиями, излагаемыми заказчиками в техническом задании, на предмет их соответствия отраслевым требованиям, предъявляемым к товарам и услугам. 4. Ввести ограничение на сумму разового контракта с учетом годового валового оборота или объема выполненных работ. Например, при обороте в 1 млн рублей за год допускать участника к контракту не более чем 300–500 тысяч рублей. 5. Ввести конкретные меры ответственности заказчика за прием некачественных работ и товаров в виде лишения занимаемой должности с последующей невозможностью трудоустройства в течение как минимум одного года в том же ведомстве или отрасли. 6. Ввести жесткие санкции к компаниям, выполнившим поставку товаров или производство работ ненадлежащего качества или в нарушение сроков, в виде запрета на участие в госзаказе в течение как минимум одного года. |