23.03.2010 Сговор на торгах по госзаказам может обойтись в 30% от суммы контракта Cобирается ли Федеральная антимонопольная служба (ФАС) бороться с демпингом при госзакупках, думает ли она увеличить долю критерия качества и почему требования к закупкам госкомпаний должны быть жестче, в преддверии форума «Госзаказ 2010» рассказал замруководителя ФАС Андрей Цариковский. В: С января этого года федеральные ведомства переводят свои закупки на электронные торговые площадки. Расскажите о первых результатах анализа госзакупок на ЭТП. О: Пока уровень тревожных звонков гораздо меньше, чем я ожидал сам. При введении 94-го закона (о госзакупках – ред.) количество технических накладок было больше. Существуют проблемы, но они все технического плана. Такой объемной системы электронных торгов пока не было ни у кого. Хотя уже до этого работали системы Москвы и Татарстана. Главное, что нет претензий к самой идеологии перевода госзакупок на ЭТП. Участники рынка, заказчики относятся к этому положительно. В: Когда будет отрегулирована система поиска на сайте www.zakupki.gov.ru? О: Сайт уже и так не плохо подработан. Раньше, действительно, фраза «закупки.ру» в устах участников размещения заказа легко заменяла пару известных русских выражений. Сейчас уже нареканий на техническую сторону нет. Система потихоньку дорабатывается, с 1 января 2011 года к системе подключаться регионы и муниципалитеты. Когда мы всех заставили публиковать информацию в интернете, резко повысился уровень профессионализма чиновников, занимающихся госзакупками, улучшилось качество закупаемых товаров и услуг, госконтроля за этим процессом. Они были вынуждены разработать более четкую документацию. Государство в итоге выигрывает в качестве заказа. В: Противники 94-го закона говорят о том, что экономия государства на госзакупках эфемерна. При этом они полагают, что значительно увеличились убытки от коррупции. О: 94-ый закон в первую очередь создавался как антикоррупционный. Может, в отдельных моментах мы проигрываем в эффективности госзаказа, но мы явно выигрываем в противодействии взяточничеству. В законе жесткие процедуры и их сложно обойти, и своего любимого участника на аукционе теперь «вытянуть» очень сложно. Своего «протащить» сложнее, цена снижается и получается, что база, с которой можно платить откат значительно меньше. Плюс еще фактор страха наказания. Возможности для коррупции снизились значительно. В: Планируется ли увеличить долю критерия качества при определении победителя торгов при госзакупках? О: Для госзакупок и сейчас есть критерий качества, он занимает 20% в общей оценке. В принципе этого хватает. Думаю, что мы пойдем по пути большей субъективности при оценке научно-исследовательских работ. В: Собирается ли ФАС бороться с демпингом при госзакупках или снижение цены на торгах – это всегда благо? О: С точки зрения государства я не вижу необходимости бороться с демпингом, предоставляемых качественных услуг, когда речь не идет о таких вопросах, как национальная безопасность. В: Когда может заработать закон о закупках естественных монополий и госкорпораций по принципам госзаказа? О: По моей информации этот законопроект Минэкономразвития еще не внесло в правительство. Закупки всех монополий сравнимы по объему с закупками государства. Они не хотят переходить на новые принципы заказа. Этот законопроект, конечно, мягче, чем 94-ый закон. Мы его согласуем, но без радости. На наш взгляд этот закон должен быть жестче. Но в любом случае существование этого закона будет лучше, чем его отсутствие. Сейчас законопроект можно назвать рамочным. Он описывает только, что надо делать, а нам бы хотелось, чтобы он регламентировал и как надо проводить закупки. Если возьмемся с энтузиазмом, то через 2-3 года этот закон может заработать. В: Предполагалось, что ФАС и Минсвязи в марте запустят сайт по госпродажам. На нем, в частности, будет размещаться информация о реализации прав на аренду госнедвижимости. Какую еще информацию о продажах госресуросв планируется размещать в сети? О: В тестовом режиме он уже работает, пока не в форме сайта, а IP-адреса. Я рассчитываю, что уже со второго полугодия он заработает на полную мощность. Мы сторонники того, чтобы на этот единый сайт стекалась практически вся информация по тому, что государство продает. В ближайшее время мы там хотим увидеть кроме недвижимости арестованное имущество, контрафакт, месторождения природных ресурсов, аренду участков леса. В: Предполагается ли перевод большинства госпродаж на ЭТП? О: Мы рьяные сторонники этого. В: Часто ли сговариваются на торгах при госзакупках? О: Мое личное мнение - я подчеркиваю это – таково: о сговоре можно говорить в 10-30% случаев от всех торгов. Почему я горячий сторонник перехода на электронные торги? Потому что это убирает данную проблему. К сожалению, по половине дел приходится прекращать производство, не удается доказать сговор. Однако согласитесь, странно, когда, например, все 10 участников конкурса действуют одинаково. Есть проблема, с которой мы столкнулись, и, я думаю, мы будем вносить соответствующие изменения в административный кодекс (КоАП РФ). От чего считать сумму оборотного штрафа (сейчас от 1 до 15% - ред.) в случае сговора, от всей деятельности компании? Это странно и слишком жестко. От суммы контракта? 15% - это не серьезно, у них на откат больше ушло. Думаю, что мы будем привязываться к стоимости контракта. Истина лежит где-то в суммах 15-20-30% от его объема. |