25.03.2010 Орловская область: малый бизнес зовут в госзаказ Объем госзаказа Орловской области на этот год -1 млрд 880 млн рублей. От 10 до 20% этой суммы может достаться малому бизнесу. Предприниматели жалуются, что процедура размещения госзаказа очень сложная и обставлена многими условиями. С другой - недовольны тем, что главным критерием становится цена. Это позволяет недобросовестным участникам выигрывать конкурсы. По словам руководителя департамента экономики Орловской области Юрия Есипова, сейчас в Минэкономразвития идет дискуссия о том, как законодательно соблюсти баланс интересов всех участников процесса. В то же время Есипов убежден, что недоверие предпринимателей к конкурсам и аукционам - всего лишь устойчивый стереотип. Власти намерены его разрушить, сделав все процедуры максимально открытыми и доступными. Бизнесу есть за что побороться: объем госзаказа, который область планирует разместить в этом году, составит 1 млрд 880 млн рублей. Причем заказчик должен разместить у субъектов малого предпринимательства от 10 до 20% товаров, работ и услуг из перечня, утвержденного правительством. В нем практически все, что касается продуктов питания, строительства, вычислительной и оргтехники и потребительских товаров. По информации начальника управления муниципального заказа г. Орла Николая Прокофьева, планируемый объем муниципальных закупок областного центра в текущем году на уровне 2009 года - более 920 млн рублей. "Впервые в области план размещения госзаказа сделан поквартально и размещен на портале Орловской области в разделе «Государственные закупки», - говорит начальник областного управления госзакупок Вадим Тарасов. - План детализирован по получателям бюджетных средств (больниц, школ), чтобы, ознакомившись с графиком, предприниматели могли планировать свой бизнес". Как стать участником торгов. Шаг первый – получение информации о торгах. Извещения публикуются в газете «Орловская правда» или на сайте Орловской области. Из извещения можно узнать, в какой форме проводятся торги: конкурс, аукцион или запрос котировок. Шаг второй - подготовка заявки на участие в торгах. Она подается или в письменном виде, или в виде электронного документа. Она должна содержать сведения о наименовании организации, ее местонахождении, почтовый адрес (если ИП, то место жительства, паспортные данные). Если в конкурсной документации предусмотрено обеспечение заявки, то к заявке прилагается платежное поручение, свидетельствующее об оплате обеспечения. После торгов, вне зависимости от их итогов, сумма обеспечения вернется на счет участника. Кроме того, в заявке должна быть выписка из единого госреестра юрлиц или ИП, полученная не ранее чем за 6 месяцев до опубликования извещения (оригинал или нотариально заверенная копия). Юрлица обязательно должны приложить учредительные документы. В заявке также должны быть указаны качественные характеристики товаров, работ или услуг. Необходимо также подтверждение полномочий лица, которое подписывает пакет документов для заявки. Например, если это директор, его полномочия подтверждаются приказом о назначении. "Ничего самим выдумывать не надо. Конкурсная документация содержит инструкцию по заполнению, где все описано пошагово. Скачайте с сайта полный комплект документации и заполняйте по форме", - рекомендует Тарасов. Требования к участникам: - Наличие лицензии, если речь идет о лицензируемых товарах или работах. Если лицензии отменены, то документ от СРО. - Участник размещения заказа не проходит процедуру ликвидации или банкротства, его деятельность не приостановлена. - У него отсутствует задолженность по налогам и сборам, превышающая 25% балансовой стоимости активов. - Он не находится в реестре недобросовестных поставщиков. Основания для отклонения заявки: - Несоответствие вышеперечисленным требованиям. - Отсутствие каких-либо документов в составе заявки. - Отсутствие платежного поручения, свидетельствующего об оплате обеспечения заявки. - Предоставление недостоверных сведений о товаре, услуге. - Нарушение требований к оформлению заявки. Она должна содержать опись, быть прошита, пронумерована, скреплена печатью и подписью уполномоченного лица. Победитель аукциона обязан подписать госконтракт не ранее 10 и не позднее 20 дней с момента опубликования протокола. Этот срок устанавливается для того, чтобы участники размещения заказа смогли обжаловать действия аукционной комиссии в ФАС. Причем жалобу можно подать и по факсу. В конкурсах процедура иная. Тут в заявке участники более подробно описывают свои предложения. Потому что при рассмотрении конкурсной документации есть несколько критериев оценки: цена контракта, функциональные и качественные характеристики товаров (работ, услуг), сроки и т.д. И обязательно указывается значимость каждого из этих критериев в процентах. По словам Юрия Есипова, с 1 января 2011 года определенный перечень товаров, работ и услуг госзаказчики будут обязаны размещать на электронных площадках. На сегодня их пять: электронная площадка Сбербанка, правительства г. Москвы, Республики Татарстан и еще две будут созданы при биржах ММВБ и РТС. "Мы планируем провести пробное размещение госзаказа в форме электронного аукциона во втором полугодии 2010 года, - говорит Есипов. - Чтобы стать участником электронных торгов, бизнесу придется понести затраты на приобретение программ и право владения электронной цифровой подписью (в Орле есть два центра по выдаче ЭЦП). Плюсы электронных торгов в том, что наши предприниматели могут участвовать в конкурсах не только на территории области, но и по всей России". |