25.03.2010  Орловская область: малый бизнес зовут в госзаказ

   Объем госзаказа Орловской области на этот год -1 млрд 880 млн рублей. От 10 до 20% этой суммы может достаться малому бизнесу.
   Предприниматели жалуются, что процедура размещения госзаказа очень сложная и обставлена многими условиями. С другой - недовольны тем, что главным критерием становится цена. Это позволяет недобросовестным участникам выигрывать конкурсы.
   По словам руководителя департамента экономики Орловской области Юрия Есипова, сейчас в Минэкономразвития идет дискуссия о том, как законодательно соблюсти баланс интересов всех участников процесса. В то же время Есипов убежден, что недоверие предпринимателей к конкурсам и аукционам - всего лишь устойчивый стереотип. Власти намерены его разрушить, сделав все процедуры максимально открытыми и доступными.
   Бизнесу есть за что побороться: объем госзаказа, который область планирует разместить в этом году, составит 1 млрд 880 млн рублей. Причем заказчик должен разместить у субъектов малого предпринимательства от 10 до 20% товаров, работ и услуг из перечня, утвержденного правительством. В нем практически все, что касается продуктов питания, строительства, вычислительной и оргтехники и потребительских товаров. По информации начальника управления муниципального заказа г. Орла Николая Прокофьева, планируемый объем муниципальных закупок областного центра в текущем году на уровне 2009 года - более 920 млн рублей.
   "Впервые в области план размещения госзаказа сделан поквартально и размещен на портале Орловской области в разделе «Государственные закупки», - говорит начальник областного управления госзакупок Вадим Тарасов. - План детализирован по получателям бюджетных средств (больниц, школ), чтобы, ознакомившись с графиком, предприниматели могли планировать свой бизнес".
   Как стать участником торгов.
   Шаг первый – получение информации о торгах. Извещения публикуются в газете «Орловская правда» или на сайте Орловской области. Из извещения можно узнать, в какой форме проводятся торги: конкурс, аукцион или запрос котировок. Шаг второй - подготовка заявки на участие в торгах.
   Она подается или в письменном виде, или в виде электронного документа.
   Она должна содержать сведения о наименовании организации, ее местонахождении, почтовый адрес (если ИП, то место жительства, паспортные данные). Если в конкурсной документации предусмотрено обеспечение заявки, то к заявке прилагается платежное поручение, свидетельствующее об оплате обеспечения. После торгов, вне зависимости от их итогов, сумма обеспечения вернется на счет участника.
   Кроме того, в заявке должна быть выписка из единого госреестра юрлиц или ИП, полученная не ранее чем за 6 месяцев до опубликования извещения (оригинал или нотариально заверенная копия). Юрлица обязательно должны приложить учредительные документы. В заявке также должны быть указаны качественные характеристики товаров, работ или услуг. Необходимо также подтверждение полномочий лица, которое подписывает пакет документов для заявки. Например, если это директор, его полномочия подтверждаются приказом о назначении.
   "Ничего самим выдумывать не надо. Конкурсная документация содержит инструкцию по заполнению, где все описано пошагово. Скачайте с сайта полный комплект документации и заполняйте по форме", - рекомендует Тарасов.
   Требования к участникам:
   - Наличие лицензии, если речь идет о лицензируемых товарах или работах. Если лицензии отменены, то документ от СРО.
   - Участник размещения заказа не проходит процедуру ликвидации или банкротства, его деятельность не приостановлена.
   - У него отсутствует задолженность по налогам и сборам, превышающая 25% балансовой стоимости активов.
   - Он не находится в реестре недобросовестных поставщиков.
   Основания для отклонения заявки:
   - Несоответствие вышеперечисленным требованиям.
   - Отсутствие каких-либо документов в составе заявки.
   - Отсутствие платежного поручения, свидетельствующего об оплате обеспечения заявки.
   - Предоставление недостоверных сведений о товаре, услуге.
   - Нарушение требований к оформлению заявки. Она должна содержать опись, быть прошита, пронумерована, скреплена печатью и подписью уполномоченного лица.
   Победитель аукциона обязан подписать госконтракт не ранее 10 и не позднее 20 дней с момента опубликования протокола. Этот срок устанавливается для того, чтобы участники размещения заказа смогли обжаловать действия аукционной комиссии в ФАС. Причем жалобу можно подать и по факсу. В конкурсах процедура иная. Тут в заявке участники более подробно описывают свои предложения.
   Потому что при рассмотрении конкурсной документации есть несколько критериев оценки: цена контракта, функциональные и качественные характеристики товаров (работ, услуг), сроки и т.д. И обязательно указывается значимость каждого из этих критериев в процентах.
   По словам Юрия Есипова, с 1 января 2011 года определенный перечень товаров, работ и услуг госзаказчики будут обязаны размещать на электронных площадках.
   На сегодня их пять: электронная площадка Сбербанка, правительства г. Москвы, Республики Татарстан и еще две будут созданы при биржах ММВБ и РТС.
   "Мы планируем провести пробное размещение госзаказа в форме электронного аукциона во втором полугодии 2010 года, - говорит Есипов. - Чтобы стать участником электронных торгов, бизнесу придется понести затраты на приобретение программ и право владения электронной цифровой подписью (в Орле есть два центра по выдаче ЭЦП). Плюсы электронных торгов в том, что наши предприниматели могут участвовать в конкурсах не только на территории области, но и по всей России".