09.04.2010  Минобороны для работы со СМИ подходит только «Медиалогия»

Фактами многочисленных нарушений при проведении крупных конкурсов на строительство автодорог, объектов социальной инфраструктуры, поставки лекарственных препаратов и т.д. уже никого не удивить. Они стали систематическими и время от времени попадают в поле зрения Федеральной антимонопольной службы. И вот теперь объектом манипуляций с тендером рискует стать обычный мониторинг средств массовой информации, необходимостью проведения которого озадачилось министерство обороны РФ.

Конкурс на приобретение системы мониторинга СМИ на сумму 44,6 млн руб., объявленный Управлением госзаказа Минобороны РФ, должен состояться только 14 апреля этого года, а оглашение его итогов планируется не ранее 23 апреля 2010 г. Однако некоторые из потенциальных участников уже поставили под сомнение легитимность его проведения. Они утверждают, что конкурсная документация составлена под конкретного участника – ООО «Медиалогия», являющегося разработчиком одноименной информационной системы мониторинга и анализа СМИ.

Основу конкурсной документации составляет детальное описание системы «Медиалогия», фактически взятой за образец. Пресс-служба министерства и не скрывает желания «иметь в своем распоряжении существующую систему «Медиалогия» или ее эквивалент». Но при ближайшем знакомстве с предъявляемыми к участникам требованиями становится очевидным, что создавать точную копию системы и затратно, и бессмысленно. Даже требования к программно-техническому комплексу мониторинга и анализа СМИ и оборудованию (вплоть до описания количества, типа серверов и их размещения в серверной стойке, связи между серверами, четкие требования к сетевому оборудованию и т.д.) полностью копируют уже существующую архитектуру «Медиалогии». А, вероятно, чтобы участники аукциона совсем избавились от сомнений, в документе прописано название конкретного продукта — «Информационно-аналитическая система «Медиалогия – картина дня». Более того, все конкурсанты должны уметь считать индекс информационного благоприятствования (ИББ), который является зарегистрированной торговой маркой и принадлежит ООО «Медиалогия».

Недоумение у участников рынка вызывает то обстоятельство, что Минобороны сделало обязательным условием торгов поставку и установку оборудования для проведения мониторинга. В то время как для пользования большинством подобных информационных систем достаточно обычного компьютера с доступом в Интернет, логина и пароля. Причем подразумевается, что заказчик будет пользоваться программным обеспечением и оборудованием ровно год – до проведения следующего тендера. Эксперты вообще считают, что поставка, установка и настройка компьютеров – это предмет совсем других торгов: на российском рынке огромное количество IT-компаний, которые работают оперативно и берут недорого.

То же касается и собственно системы мониторинга СМИ: по словам специалистов, на рынке и сейчас существуют достойные альтернативы, гораздо более эффективные и дешевые. Но, похоже, Минобороны уже сделало свой выбор в пользу дорогостоящих услуг «Медиалогии», несмотря на то, что это противоречит федеральному закону № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым преимущество должно отдаваться конкурсанту, предложившему наименьшую цену, отмечают эксперты.

Кроме того, по условиям торгов компаниям необходимо иметь лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. По закону на ее получение участникам требуется минимум 30 дней с момента обращения в ФСБ. Если учесть, что информация на сайте Госзаказа появилась 23 марта, а проведение конкурса намечено на 14 апреля, потенциальные участники, кроме «Медиалогии», у которой эта лицензия уже есть, выбывают автоматически.

Как показывает анализ цен на аналогичные услуги на медийном рынке столицы, стоимость мониторинга СМИ колеблется от 3 до 450 тыс. руб. в зависимости от количества обозреваемых источников. Даже если рассчитывать по максимуму, то выделенных министерством обороны средств хватило бы для того, чтобы проводить мониторинг СМИ в течение ближайших десяти лет, а не года, как прописано в условиях тендера. В связи с этим участники рынка задаются вопросом: где же логика, зачем Минобороны понадобилось устанавливать такую высокую стоимость контракта, и неужели этот аукцион повторит судьбу многочисленных российских тендеров, когда закладываются большие суммы и разрабатываются условия проведения конкурса ради победы «своей» компании?