11.04.2010 Счетной палате не понравилось, как Минкультуры тратило деньги на кино Счетная палата РФ сочла неэффективными расходы министерства культуры на кино за 2008-2010 годы, сообщил журналистам в пятницу аудитор Счетной палаты Александр Филипенко. До ноября 2009 года распределением государственных средств на кино ведало министерство культуры, однако эта система была сочтена неэффективной, поскольку профинансированные из бюджета фильмы не только не возвращали затраченные деньги, но даже не всегда выходили в прокат. В результате был создан Фонд поддержки национального кинематографа, в распоряжение которого поступило 2,8 миллиарда рублей. Из них два миллиарда были распределены между восемью крупнейшими производящими компаниями, а 800 миллионов будут пущены на социально-значимые проекты. В распоряжении министерства осталось 850 миллионов рублей. "По результатам проведенной проверки расходования средств обнаружилась ситуация, мягко говоря, неоднозначная. Федеральный закон о господдержке кинематографии и федеральный закон об организации госзаказов нарушались фактически при заключении каждого контракта. Прежде всего это вызвано элементарным беспорядком, существующим в сопровождении всех процессов, начиная от заключения контрактов и завершая приемкой выполненных работ, отсутствием организации и контроля", - сказал Филипенко. Он объяснил, что оценка ситуации за более ранний период не проводилась, поскольку до 2008 года финансированием кинопроизводства занималось Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Однако нарушения обнаружились фактически в каждом из 525 контрактов, заключенных в 2009 году на общую сумму 3,4 миллиарда рублей, и 433 госконтрактов, заключенных в 2008-м на общую сумму 2,8 миллиарда рублей. Основные претензии аудиторов вызваны оказанием полной государственной поддержки без учета художественной и культурной значимости проектов и выдачей удостоверений национального фильма картинам с долей иностранных инвестиций, значительно превосходящей положенные по закону 50%. По данным Счетной палаты, в общей сложности 28 контрактов на общую сумму порядка 464 миллионов рублей получили статус национальных неправомерно. Большую озабоченность аудиторов вызвал и постоянный перенос сроков сдачи фильмов, существенно осложняющий учет потраченных бюджетных средств. "Нет примеров, когда были бы подписаны соглашения, и обязательства выполнили бы в полном объеме и в обозначенные сроки. Постоянно возникают дополнительные договора и соглашения", - подчеркнул Филипенко. В пример он привел фильм "Праздник, который всегда без тебя", в связи с которым было заключено 4 дополнительных соглашения, увеличивших срок производства с 9 до 22 месяцев, фильм "Зона милосердия", по которому срок сдачи был перенесен с июля 2009 года на октябрь 2010 года, и фильм "Обратная сторона луны", по которому исполнение контракта было поручено вновь созданной организации с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, при том что обязательства по контракту составляли 34 миллиона рублей. "Получив бюджетное финансирование, исполнитель посчитал несвоевременным приступать к исполнению обязательств в связи со сложной финансовой ситуацией, о чем и известил все заинтересованные стороны", - сказал Филипенко. Он добавил, что в двух или трех особо серьезных случаях Счетная палата, направившая свои заключения в правительство и Госдуму, решила обратиться еще и в СКП, с тем чтобы было проведено дополнительное расследование. Положительных примеров аудиторам не встретилось, однако в отчете отмечено, что меньше всего вопросов возникло к компании "Централ Партнершип". По мнению аудитора, ситуация должна существенно улучшиться после введения новой системы оказания господдержки - через подведомственный правительству государственный фонд, который позволит возвращать часть потраченных государством средств за счет выручки от проката и осуществлять рефинансирование. "Механизм формально выглядит безупречным, а как он будет реализовываться, покажут время и практика", - резюмировал представитель Счетной палаты. Вместе с тем он подчеркнул, что аудиторы не вправе оценивать деятельность тех или иных режиссеров, поскольку их работа касается взаимодействия между юридическими лицами. Кроме того, Филипенко отметил рост зрительской аудитории и увеличение числа дебютных фильмов, снятых за проанализированный в отчете период. |