12.04.2010  Игорь Артемьев: антимонопольное законодательство нужно сделать консервативным

«Начиная с 2004 года, перед нами стояла задача не только создать современное антимонопольное законодательство, но и сделать это быстро. Сейчас перед нами стоит другая задача - сделать законодательство консервативным, чтобы оно менялось не слишком быстро», - заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев, выступая на «Юридическом Форуме» 7 апреля 2010г.

Однако сейчас ФАС России готовит т.н. «третий антимонопольный пакет законов». «Он направлен на уточнение некоторых норм закона, их большую ясность и определенность», - полагает И.Артемьев.

«Если во «втором антимонопольном пакете» мы «закручивали гайки», то «третий пакет» направлен на его либерализацию. Мы развинчиваем гайки там, где это необходимо, где нужно для бизнеса, где нет ущерба конкуренции», - считает глава ФАС России.

По мнению руководителя ФАС России, оба пакета законов разрабатывались в тесном взаимодействии с бизнесом и практикующими юристами - специалистами в области антимонопольного права. «Большинство замечаний и предложений юристов и бизнеса мы учли в «третьем антимонопольном пакете». Я рад, что у нас сложились хорошие рабочие отношения, нет никакой конфронтации», - сказал И.Артемьев.

Глава ФАС России представил участникам Форума основные поправки, подготовленные антимонопольным органом в законодательство.

«Третий антимонопольный пакет законов» уточняет:

- порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации и оказывающих влияние на конкуренцию в России. В частности, четко определен круг сделок иностранных компаний, подлежащих согласованию с антимонопольным органом (критерий - объем товарооборота на территории РФ). - понятие координации экономической деятельности - она возможна только лицом, не осуществляющим деятельности на том товарном рынке, на котором осуществляется координация. - понятие соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию. Они распространяются только на конкурирующие на товарном рынке хозсубъекты; не распространяются на хозсубъекты, входящие в одну группу лиц или контролируемые одним лицом. - перечень финансовых услуг, в отношении которых необходимо проводить торги по отбору финансовых организаций. - цели предоставления государственных и муниципальных преференций. Преференции могут быть предоставлены малому и среднему бизнесу, деятельность которого соответствует направлениям поддержки, определенным в федеральных, региональных или муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства. - порядок уведомления лица о проведении проверки в отношении него, направления о предоставлении документов и информации. - процедуру предварительного согласования с ФАС России. Оно требуется, если имущество, вносимое в уставный капитал создаваемой организации является основным производственным средством (кроме земельных участков и зданий непромышленного значения), а также если уставный капитал оплачивается нематериальными активами другой коммерческой организации.

Также «третий антимонопольный пакет законов»:

- Устанавливает дополнительные критерии, которые должны быть включены в правила недискриминационного доступа на рынки, а также к товарам/услугам естественных монополий. Они направлены на повышение уровня доступности информации для потребителей; определение условий доступа к товарам и услугам естественных монополий; применение типовых договоров. - Увеличивает пороговые значения стоимости активов для необходимости предварительного согласования сделок - с 3 до 7 млрд рублей, выручки - с 6 до 10 млрд рублей. - Устанавливает порядок размещения информации субъектами естественной монополии о проведении торгов и порядок внесения изменений в заключенные по их итогам договоры. - Предусматривает возможность создания коммерческой организации без предварительного согласования, если ее уставный капитал оплачивается денежными средствами финансовой организации. - Исключает применение уголовного наказания за согласованные действия. - Вводит фиксированные штрафы за злоупотреблением доминирующим положением по делам, не связанным с ограничением конкуренции.