25.04.2010  Южноуральские чиновники не знают, как бороться со сговором в системе госзакупок

Южноуральские депутаты и чиновники пока не знают, как бороться со сговорами в системе размещения заказов и с фирмами-однодневками без собственной производственной базы, которые одерживают победу на конкурсах за счет выставления наименьшей цены.

В 2009 году в Управлении было проведено 698 торгов на общую суму финансирования 8 миллиардов 245 миллионов рублей. Сума экономии бюджетных средств от планируемых затрат составила более 357 миллионов рублей.

В минувшем году в управление поступило 59 жалоб от участников размещения заказов. Например, на действия заказчика, уполномоченного органа при разработке конкурсной документации, было подано 12 заявок. На действия комиссии поступило 32 жалобы. На отказ от проведения торгов, запроса котировок пожаловались 3 раза. Из общего количества жалоб только 19 были признаны обоснованными. Большинство претензий поступило на действия областных Минстроя, Министерства по радиационной и экологической безопасности, управление делами губернатора и ГУВД. Об этом сообщил заместитель начальника Главного управления материального ресурсами Челябинской области Владимир Демин.

Чиновники отмечают: практика применения законодательства выявила ряд проблем, связанных как с несовершенством закона, так и с нерешенными оргвопросами. Речь идет о длительных сроках размещения заказа, сговоре участников. «В законе есть лазейка для сговора. Как с этим бороться никто в России не знает. Мы жаловались в ФАС, ни одна наша жалоба не была удовлетворена», – говорит Демин.

По мнению специалистов ГУМР, необходимо увеличить количество открытых электронных аукционов, проводить анализ их эффективности, создавать единое информационное пространство, обучать специалистов муниципальных заказчиков по вопросам электронных аукционов. Такие меры, считают чиновники, помогут снизить коррупционные факторы, повысить открытость процедур размещения государственного и муниципального заказа.

По мнению отдельных областных депутатов, необходимо вводить систему квалификации участников размещения заказов, проверять их производственную базу. Это позволило бы избежать ситуаций, когда в конкурсах побеждали бы конторы «Рога и копыта» – фирмы-однодневки, перекупщики.

Например, в Ашинском районе конкурс на содержание дорог выиграло сомнительное ООО с одним стулом, факсом и директором-бухгалтером в одном лице. Фирма выставила наименьшую цену и победила. Забрав 30% предоплаты, недобросовестные участники уехали и перегистрировались в Свердловской области.

Однако другие парламентарии считают, что введение квалификации не станет спасением. При введении барьеров, пострадает малый и средний бизнес. «Хищения, злоупотребления на конкурсах – результат злого умысла чиновников. Если там сидят заинтересованные должностные лица, система работать не будет все равно. Шлифовать систему надо, но очень взвешенно, чтобы изменения не нанесли вред», – отметил депутат ЗСЧО Константин Захаров.