27.04.2010 Кремль хочет "неотложно" поправить законодательство по госзакупкам Масштабный проект по переводу госзакупок на электронные площадки идет с нарушениями, а сами площадки отбирались по расплывчатым критериям, решило контрольное управление президента. Отменять результаты отбора в Кремле не собираются, но рекомендуют правительству "неотложно" поправить законодательство. На перевод госзакупок на электронные площадки правительство возлагает большие надежды. Руководитель ФАС Игорь Артемьев рассчитывает, что мера сэкономит государству до 1 триллиона рублей в год. А всего, по расчетам Минэкономразвития, с 2011 года в электронном виде будет размещаться около 60% госзаказа — на 3 триллиона рублей. Реформа проводится в два этапа: с 1 июля на электронные площадки должны переехать все аукционы по федеральным закупкам, а с 2011 года — по региональным и муниципальным. Право размещать заказ получили пять площадок — ММВБ, РТС, Сбербанка, правительств Москвы и Татарстана (итоги отбора Минэкономразвития обнародовало 25 января). Но в феврале вокруг масштабного проекта разгорелся скандал. Во время встречи президента с предпринимателями один из ее участников — Сергей Габестро (совладелец "Фабрикант.ру", которая проводит аукционы для Минобороны и "Росатома") пожаловался Дмитрию Медведеву на итоги отбора операторов. Габестро недоволен тем, что двух из пяти площадок — ММВБ и РТС — даже не существует, а остальные ничем не лучше, чем его "Фабрикант.ру". Кроме того, Габестро обвинил Артемьева в том, что он досрочно, еще в 2009 году, объявил нескольких победителей. Медведев поручил проверить слова предпринимателя. Журналисты ознакомились с результатами проверки. Претензии к Артемьеву признаны необоснованными, следует из письма (от 30 марта) начальника контрольного управления президента Константина Чуйченко Медведеву. А вот процедуры отбора, установленные Минэкономразвития, а также требования к площадкам и их операторам недостаточно регламентированы, пишет Чуйченко, определены лишь основные требования к участникам, но не указано, как их оценивать. Договоры с победителями нужно было заключить в течение месяца после опубликования результатов, говорится в письме, этого не произошло, поэтому в соответствии с техзаданием "победители утрачивают право на заключение соглашения" и "надлежит объявить повторный отбор". "Это может существенно повлиять на своевременность введения в действие электронных площадок", — предупреждает Чуйченко. Впрочем, отменить результаты тендера он прямо не предлагает и лишь рекомендует направить эту информацию правительству "для принятия неотложных мер по совершенствованию законодательства" о госзакупках в виде электронных аукционов. Например, говорится в письме, нужно проработать критерии работы операторов. Связаться с представителем администрации президента не удалось. Заключение Чуйченко пришло в правительство, рассказывает представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова (курирует госзакупки): "Есть поручение Шувалова подготовить поправки в законодательство по повышению эффективности электронных аукционов, только после этого возможно говорить о новом отборе площадок". Поправки будут касаться совершенствования работы электронных площадок и контроля за ними, а не нового отбора, говорит начальник управления ФАС Михаил Евраев. Результаты отбора предстоит проверить и Арбитражному суду города Москвы — рассмотрение иска "Фабрикант.ру" назначено на 30 апреля. Заблокировать заключение контрактов с победителями компании не удалось: 15 апреля суд наложил такие обеспечительные меры, но в пятницу снял их по ходатайству Минэкономразвития и ФАС. Неправильно отменять результаты отбора из-за "недостаточно регламентированных" критериев, считает гендиректор ГУП "Агентство по госзаказу РТ" (татарстанская площадка) Яков Геллер: "Так можно отменять, пока не выберут угодные для кого-то площадки". Создание площадок ММВБ и РТС идет по графику, утверждают их представители, от дальнейших комментариев они, а также представители площадок Сбербанка и Москвы отказались. ФАС и Минэкономразвития будут настаивать на законности отбора, обещают Евраев и замдиректора департамента Минэкономразвития Анна Катамадзе. У площадок остается нереализованное право требовать подписания соглашения, говорит Евраев, они могут в любой момент им воспользоваться. Минэкономразвития и ФАС прорабатывают требования к их работе, это часть соглашения, объясняет он. Габестро полагает, что контрольное управление признало его правоту: "Мы не против электронных аукционов, однако неправильно ограничиваться всего пятью площадками". Если не ограничить число площадок, аукционы станут "домашними", спорит Евраев: каждый крупный заказчик создаст подконтрольную ему площадку. Только так государство сможет следить за прозрачностью аукционов, согласен партнер "Альфа консалтинга" Александр Иванов: иначе все крупные госзаказчики станут работать с "карманными" площадками, а независимым операторам останется только корпоративный сектор. Правительству пришлось пойти на ограничение конкуренции, в противном случае механизм был бы бесполезен в борьбе с коррупцией и откатами, а экономический эффект для бюджета был бы нулевым, считает Иванов. Правительство само санкционировало отбор не действующих площадок, а инвесторов, которые готовы вложить деньги в проект, говорит Иванов. Президент или правительство не могут аннулировать отбор, это прерогатива суда, замечает гендиректор Центра размещения государственного заказа Александр Строганов. Суд может учесть выводы контрольного управления, но основываться он будет на законе, по которому проводился отбор, и Гражданском кодексе, говорит Строганов, а там правила проведения отбора сформулированы очень расплывчато, так же как и в конкурсе Минэкономразвития. |