01.07.2010 Коррективы будет вносить практика В департаменте города Москвы по конкурентной политике состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие конкуренции в Москве в современных экономических условиях». Как отметил первый заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Сергей Зайцев, тема конкуренции весьма сложная и по-настоящему ею в стране не занимались, что придает особую актуальность данной конференции, поскольку предстоит проанализировать тенденции и проблемы развития конкуренции в Москве, выработать рекомендации по совершенствованию механизмов конкуренции и борьбы с коррупционными проявлениями, законодательной и нормативно-правовой базы формирования и проведения конкурентной политики в Москве на базе анализа российского и международного опыта. По мнению С. Зайцева, конкурентная политика – это комплекс мер, осуществляющихся государством в целях обеспечения равных условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышение эффективности и конкурентноспособности, создание экономически обоснованным способом условий для обеспечения потребностей граждан в товарах и услугах. Как подчеркнул первый заместитель руководителя департамента, основная задача развития конкуренции состоит в создании условий рыночной среды, благоприятной для развития компаний и рынка для наиболее полного обеспечения. По словам С. Зайцева, до последнего времени использовались защитные механизмы, связанные с антимонопольным законодательством, однако меры, предусмотренные №135- ФЗ, направлены на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции. Как заявил докладчик, развитие конкуренции требует комплексного подхода – совершенствования всех инструментов экономического регулирования, налоговой политики, планирования, регулирования государственных закупок и тарифов. Сергей Зайцев остановился на основополагающих принципах построения программы развития конкуренции в Москве, в частности, заявив, что программа подготовлена Правительством Москвы с учетом предложений представителей бизнес-сообщества и общественных организаций предпринимателей, прошла согласование в более пятидесяти органах исполнительной власти и включает, как общие городские мероприятия, в том числе по созданию нормативно-правовой базы развития конкуренции, так и 18 отраслевых разделов по развитию конкуренции в различных отраслях (ЖКХ, строительства, транспорта и других). По словам докладчика, будет также разработан и утвержден порядок и критерии оценки соответствия подлежащих экспертизе документов требованиям конкурентного развития. Эти показатели и критерии будут разработаны как по отраслям, так и по городу в целом. Докладчик отметил, что на этапе разработки программы Департаментом совместно с Московской ТПП были проведены опросы свыше 2 тыс. руководителей предприятий и организаций с целью выявления проблемных зон и определения возможностей развития конкуренции в конкретных отраслях с учетом потребностей предпринимательства. Более 70% респондентов свидетельствовали о росте уровня конкуренции во всех отраслях экономики города, при этом около 65% отмечали рост случаев недобросовестной конкуренции, в первую очередь, в таких формах как демпинг, обман потребителя, использование чужого продукта, сговор между организациями. В этой связи подчеркнул С. Зайцев, важнейшей задачей программы является привлечение общественных организаций и бизнес-сообщества к разработке и реализации мероприятий программы, отметив, что без обратной связи, без знания состояния конкурентной среды в отраслях, органам исполнительной власти города будет трудно реализовать данную программу. Поэтому программа предполагает создание Общественного совета и привлечение представителей бизнес-сообщества в качестве экспертов для проведения экспертизы программных мероприятий. Он особо остановился на новой форме проведения торгов, напомнив, что с 1 июля Москва перешла на электронные аукционы. Электронные торги – важный элемент развития конкуренции, поскольку они предполагают анонимное участие в конкурсе и исключают давление на конкретного заказчика или корпоративный сговор. Электронная система торгов позволяет выйти на прямую поставку товаров или прямое исполнение заказа, минуя посредников, следовательно, устраняются посреднические наценки, что значительно увеличивает экономический эффект данной процедуры. С.Зайцев привел такие данные: на электронных торгах заключено контрактов более чем на 20 млрд. руб. Число участников в 1,5 больше чем на обычных торгах, а экономия бюджетных средств за пять месяцев года составила в среднем около 17%. Он вновь напомнил, что развитие конкуренции задача непростая и все коррективы будет вносить практика. |