22.07.2010  Малый бизнес не принимает госзаказ

Система госзаказа несбалансированна: на начальном этапе оформления госзаказа предприниматель становится кредитором государства, говорят отраслевые эксперты. «С одной стороны, государство усиливает экономическую защиту заказчика: обеспечение заявки, госконтракта, отсутствие аванса. С другой стороны, эти требования тормозят участие бизнеса в государственном заказе. Снижается конкуренция, повышается коррупция», — говорит председатель комитета по госзакупкам общероссийской организации «ОПОРА России» Валерий Малиновский.

По его словам, нужно выравнять принципы экономической защиты и привлекательность госзакупок для бизнеса. «Обеспечение государственного контракта в размере 30% было введено для того, чтобы защитить заказчика от недобросовестных поставщиков, которые могли взять аванс и уйти. Сейчас Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба рекомендуют государственным заказчикам не платить аванс, получается, бизнес кредитует государство», — говорит Валерий Малиновский. Если посчитать все издержки по обеспечению и выполнению заказа, итоговое «кредитование» бизнесом государства может составить до 150% от стоимости контракта, рассказывает эксперт.

Сейчас в системе госзаказа работают 32 тыс. заказчиков и 17 тыс. предпринимателей. Минэкономразвития внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий снижение денежного обеспечения заявки для малого бизнеса с 5 до 2%. Этот законопроект – реализация распоряжения премьер-министра Владимира Путина, данного правительству в мае 2009 года. До 1 июля текущего года ФАС обязывала госзаказчиков предоставлять данные о проценте участия в торгах малого бизнеса. Законодательно определенная квота участия малого бизнеса в госзаказе – от 10 до 20%. Пока ведомство не опубликовало результаты мониторинга. По собственным оценкам ФАС, доля участия малого бизнеса в государственном заказе не меньше 30%.

Эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов подтверждает: есть крупные конкурсы с большим объемом работ, в которых для подрядчика не предусмотрен аванс. «Исполнитель должен выполнять эти работы в течение двух-трех месяцев фактически за свой счет и нести риск того, что при приеме работа не понравится заказчику. Тогда получается, что работа частично выполнена, но исполнитель остается без денег», — говорит Алексей Шестоперов.

Серьезным барьером для предпринимателей служит невозможность выигрышного участия в госзаказе, уверен эксперт. «Предприниматели не видят возможности выигрыша. Тут действуют стереотипы о том, что госзаказ — это коррупционная сфера», — считает Алексей Шестоперов.

Малое предпринимательство практически не участвует в госзаказе, убежден председатель совета директоров МТС «Фабрикант.ру» Сергей Габестро. «Чиновники стараются скрыть пробелы в 94−м законе, а чтобы добиться преобразований, его надо отменить. Даже Гражданский кодекс может регулировать систему более эффективно. Чиновники так увлеклись борьбой с недобросовестными участниками, что практически отрезали от рынка малый и средний бизнес, заставив предпринимателей выстраиваться в единую очередь в Сбербанк за кредитом», — считает предприниматель.