25.07.2010 Разборки на дорогах: Петербург может остаться без маршруток Группа мелких транспортных компаний обвинила крупнейших перевозчиков Петербурга в саботаже конкурса на пассажирские перевозки в 2010-15 годах. Те, в свою очередь, утверждают, что условия тендера были заведомо невыгодными. А комитет по транспорту Петербурга уверяет, что коммерсанты неправильно поняли условия конкурса. Между тем, если до конца года чиновники и предприниматели не договорятся, большая часть городских маршрутов останется без легальных перевозчиков. Пятнадцать малых и средних транспортных компаний Петербурга обратились в Законодательное собрание города с просьбой разобраться в ситуации, сложившейся вокруг конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на новую пятилетку (последний большой тендер проходил в 2005 году). Дело в том, что крупнейшие перевозчики - ООО «Питеравто», ООО «Петербургская транспортная компания» (ПТК) и ОАО «Третий парк» - не стали участвовать в тендере. В нем приняли участие только 19 предприятий малого и среднего бизнеса (в том числе, авторы обращения в ЗакС), которые подали заявки на 39 лотов. Остальные 99 лотов остались «бесхозными». Итоги конкурса будут оглашены 26 июля. Как пояснил Василий Киселев, руководитель Ассоциации перевозчиков пассажиров, куда входят три вышеназванные компании, главная причина, по которой они не стали подавать заявки – отсутствие ясности в условиях конкурса. Свои претензии еще 21 июня предприниматели направили в городской комитет по транспорту. Так, по словам Киселева, конкурсная документация «ориентирована на введение в городе регулируемого тарифа на все виды автобусных перевозок» - как на социальных, так и на коммерческих маршрутах. Это предусмотрено проектом изменений в городской закон «О наземном пассажирском транспорте общего пользования», который ЗакС должен рассмотреть этой осенью. Однако в документации не прописана процедура расчета субсидий за работу по пониженным тарифам, равно как и за перевозку льготников и обладателей проездных билетов. Совместные совещания чиновников и руководства транспортных компаний, которые прошли в последнее время, не внесли ясности в данный вопрос. Петербургские маршрутки заставят подешеветь «Нам говорят: «Да, вы получите деньги». А какие конкретно деньги – никто не поясняет, - отметил глава ассоциации. – Мы и так находимся в зависимости от бюджета, получая компенсации за работу на социальных маршрутах, и, поверьте, ничего сладкого в этом нет». Кроме того, транспортных магнатов не устраивают технические условия участия в тендере: необходимо закупить не только новые автобусы, но и множество дополнительного оборудования, такого как «черные ящики», тахографы, системы спутниковой навигации и электронной оплаты проезда. По оценке Киселева, стоимость новых машин на все выставленные на конкурс маршруты составляет приблизительно 10 млрд. рублей, а дополнительных «аксессуаров» - еще около 1 млрд. рублей. На все это необходимо брать кредиты, которые банки не предоставят, пока не прояснятся условия субсидирования перевозок из городского бюджета, подчеркнул представитель транспортных компаний. При этом требования конкурса подогнаны строго под определенные модели автобусов. «Например, ЛИАЗ «гармошка» с низким полом стоит 8,7 млн. рублей. Есть китайский аналог стоимостью 4 млн. рублей. Но в конкурсную документацию закладывают именно параметры ЛИАЗа. При таких условиях завтра он может с нас потребовать и 10 млн. рублей за машину, и мы вынуждены будем у него купить», - отметил Киселев. Помимо этого, в договоре, который должны будут подписать победители конкурса, фигурируют 60 причин, по каждой из которых город может расторгнуть соглашение без какой-либо компенсации перевозчику, подчеркнул руководитель ассоциации. Одна из малых транспортных компаний, работающая в Колпино, – производственный кооператив «Корма-РАФ» обратилась в арбитражный суд с просьбой признать условия проведения конкурса недействительными. Крупные предприятия, по словам Киселева, в суд обращаться не намерены, так как это бесперспективно: формально чиновники никаких законов не нарушили. «Лучше сразу умереть, чем мучиться еще пять лет», - добавил он. В Смольном с претензиями транспортников не согласны. «Вероятно, крупные перевозчики не до конца поняли экономические условия конкурса. При всех изменениях в условиях нового конкурса, он не становится менее выгодным экономически для перевозчиков по сравнению с конкурсом 2005 года», - заверили в пресс-службе комитета по транспорту. Опасения предпринимателей, что им не компенсируют выпадающие доходы при работе по пониженным тарифам и перевозке льготников, беспочвенны, утверждают в Смольном. «О том, что перевозчики защищены законом, и город обязан компенсировать в полном объеме затраты перевозчикам, говорилось неоднократно, - подчеркнули в комитете. - В том числе и на специально организованном комитетом по транспорту открытом совещании по разъяснению отдельных вопросов проведения конкурса, в ходе которого обсуждался механизм возмещения затрат компаний за перевозку пассажиров и багажа по регулируемому правительством Санкт-Петербурга тарифу». При этом финансовые гарантии были подтверждены председателем комитета финансов Эдуардом Батановым, а в комитете экономического развития есть необходимые регламентирующие нормативы, на основе которых производятся расчеты компенсации. Комитет по транспорту намерен провести повторный конкурс на оставшиеся 99 лотов. О его условиях говорить пока преждевременно, но, возможно, они претерпят некоторые изменения, добавили в пресс-службе комтранса. О том, что крупнейшие перевозчики намерены делать, если не удастся договориться со Смольным, Киселев не стал говорить ничего конкретного. «Тут вопрос остается открытым и является коммерческой тайной. Но против закона Санкт-Петербурга мы не пойдем и нелегальным бизнесом заниматься не будем», - подчеркнул он. Глава ассоциации лишь добавил, что у перевозчиков были планы сдать часть своего парка, состоящего из 4,5 тыс. автобусов, в аренду ГУП «Пассажиравтотранс», но вряд ли у этого предприятия хватит мощности, чтобы взять даже 2-2,5 тыс. машин. Между тем, депутат ЗакСа Вадим Войтановский практически уверен, что большие компании продолжат работать и без договоров с городом. Таким образом, на маршрутах могут столкнуться «старые» нелегальные и «новые» легальные перевозчики, начнутся «разборки» между водителями, вплоть до драк и поджогов машин, считает парламентарий. Напомним, что комитет петербургского ЗакСа по законодательству внес на рассмотрение палаты проект изменений в городской закон «О наземном пассажирском транспорте общего пользования». Согласно законопроекту, на всех маршрутах регулярных пассажирских перевозок тариф будет устанавливаться правительством Петербурга. Кроме того, маршрутки должны будут принимать проездные документы (карточки), в том числе льготные. Закон должен вступить в силу 1 января 2011 года. |