09.08.2010 Аукционы сэкономят на стройке За четыре года экономия на государственных, региональных и муниципальных стройках составила около трети от первоначально предложенных организаторами публичных торгов сумм. Об этом сообщил начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев. В настоящее время сберечь деньги налогоплательщиков на возведении государственных объектов можно и на 50%, особенно если контракты распределяются в Москве. С 2006 года все стройки для государства стоимостью свыше 50 млн рублей проводятся только через аукцион. Таково требование закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В среднем, как подсчитали в ФАС, аукцион дает снижение стоимости услуг генподрядной организации до 29%. Это самый высокий межотраслевой показатель. «25–30% – это докризисная маржа генподрядной строительной организации», – комментирует генеральный директор девелоперской компании Urban Group Иван Богатов. В настоящее время, когда строительство только начинает выходить из состояния тяжелого спада, компании идут на серьезное снижение доходов, чтобы только сохранить бизнес. Многие крупные девелоперы не справились с этим, уступив доли в своем бизнесе банкам-кредиторам. «Высокой маржи в строительстве в 50% нет, – говорит директор по развитию девелоперского департамента УК "Уникор" Аркадий Воловник. – Сегодня многие компании, чтобы отдать заемные средства, уходят в минус. Такое снижение цен на услуги – вынужденная и, думаю, временная мера». Реальные примеры выглядят так. Суммарная стартовая цена контрактов по трем лотам в Центральном округе Москвы (Большая Серпуховская ул., 46, корп. 9; Нижегородская ул., вл. 9Б, корп. А, и вл. 9, корп. 11) составила 1,95 млрд рублей. В результате торгов она снизилась до 1,28 млрд рублей. Бюджет Москвы получил 674,87 млн рублей. Экономия – более 50%. В прошедших аукционах на каждые три лота приходилось от 13 до 15 компаний, как сообщается на сайте Префектуры ЦАО. Контракт на Большой Серпуховской достался ЗАО «Строительное управление №7 Фундаментстрой», на Нижегородской, вл. 9Б, корп. А, – ООО «Югбетонстрой», а вл. 9, корп. 11, – ООО «Стройинновация». 100-квартирный 9-этажный жилой дом на улице М. Эсамбаева в городе Элиста (Калмыкия) ООО «Ал Трейд» согласилось построить за 242,9 млн рублей. Притом что первоначальная цена лота была 309,4 млн рублей. Экономия – 21,5%. «Межрегиональная строительная компания 77» выиграла аукцион на строительство двух общеобразовательных школ – в Калининграде и Советске. В первом случае компания смогла предложить снижение затрат на 33%, во втором – на 27%. Сама аукционная система распределения госзаказа за четыре года существования позволила сохранить 770 млрд рублей из денег налогоплательщиков (какова эта величина в строительных работах, в ФАС сообщить не смогли). 770 млрд рублей – это примерная стоимость строительства такого дорогостоящего объекта, как первая платная дорога в России – Западный скоростной диаметр. В целом благодаря системе электронных торгов по государственному заказу ФАС России намерена экономить для бюджета страны около 1 трлн рублей в год. Такие результаты новая форма торгов должна дать уже через год – полтора, как посчитал начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев. Электронные торги усилят конкуренцию С 1 июля текущего года введена система электронных торгов по государственному заказу на инфраструктурные, строительные, социальные проекты и другие нужды для федеральных заказчиков. Эта новация может значительно усилить конкуренцию среди участников рынка, желающих получать государственные заказы. «Система электронных торгов позволяет участвовать в одном аукционе сотням участников на пяти площадках, что значительно повышает ликвидность предложения, – радуется Евраев. – Кроме того, делает практически невозможной коррупцию и манипуляции результатами транзакций». С 1 января 2011 года на систему электронных торгов перейдут все субъекты Российской Федерации и муниципальных образований. «Огромные денежные потоки будут уходить из-под глав регионов и муниципальных образований», – говорит чиновник. Лужкову не нравятся аукционы Мэр Москвы Юрий Лужков весьма откровенно выразил свое мнение относительно закона №94-ФЗ, назвав его несуразным. По словам Лужкова, сейчас конкурсы выигрывают фирмы, предлагающие наиболее низкую цену, однако не всегда качественные услуги. При этом, как отметил столичный градоначальник, власти Москвы не могут законно наказывать фирму, не выполнившую контрактные обязательства. Но московский мэр не учитывает важное обстоятельство. «Госзаказ предполагает быструю и короткую процедуру обжалований действий как недобросовестных поставщиков, так и недобросовестных заказчиков в ФАС. Она длится пять дней и предшествует подписанию контракта», – поясняет Евраев. Еще один инструмент борьбы с некачественной работой – страхование ответственности за неисполнение или исполнение обязательств не на должном уровне по любым государственным контрактам. Об этом рассказали юристы правового консалтинга «Гарант». По закону, исполнители госзаказов должны предоставить заказчикам точно в согласованные сроки гарантии качественного выполнения своих обязательств – в виде банковской гарантии, залога денежных средств или через страхование госконтракта. Наконец, у ФАС есть «черный список» недобросовестных поставщиков, который для организаторов торгов может стать аргументом против возможной победы в аукционах на госзаказ проштрафившихся участников. Этот список есть в открытом доступе на сайте ФАС (http://rnp.fas.gov.ru/). Главы регионов и городов, государственные заказчики могут ознакомиться с ним. Такие списки есть у строительного департамента любого субъекта Федерации или муниципалитета. Но эти структуры не всегда делятся своими сведениями публично. Очевидно, что антикоррупционный характер аукционной системы сделал ее внедрение столь медленным в России. Законодательство, обязывающее переход на соревновательную и прозрачную систему торгов для нужд государства, стало формироваться еще в середине 90-х годов прошлого века. Но до сих пор эта система работает фрагментарно, а главное – не уменьшает коррупцию в стране. Демпинг вреден архитектуре Закон №94-ФЗ, ориентированный на демпинг услуг, действительно негативно влияет на формирование заказов на строительство уникальных сооружений или реконструкцию памятников архитектуры. Его жестко критикуют архитекторы. Но подобные торги организуются при участии управлений архитектуры, и мнение главных архитекторов городов является определяющим, как говорит представитель ФАС. При этом случаются парадоксы, когда сооружения, построенные по госзаказу, попадают в шорт-лист претендентов на гран-при ARX Awards. Например, здания Арбитражного суда, Театра Петра Фоменко, Правительства Московской области, школы-интерната для детей-сирот в Кожухове, оказавшиеся в числе таких номинантов, были построены по заказу Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы и ГУП МО «Наследие». Интернат удостоился звания лучшего объекта культуры или спорта 2007 года. Иногда у общественного заказчика при значительно меньших затратах оказывается больше вкуса, чем у частного девелопера. Хорошая архитектура не всегда самая дорогая. |