11.08.2010  Защита бюджетных средств усилена

В конце июля нынешнего года был принят закон №240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вводит ряд новых статей и изменений в №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В частности, наряду с отказом от проведения классических аукционов и переходом исключительно к открытым аукционам в электронной форме в нем предусмотрены меры, направленные на дополнительную защиту государственного заказчика от недобросовестных поставщиков. Существенно ужесточены требования к поручительству юридического лица. Так, капитал поручителя должен составлять минимум 300 млн. руб., при этом сумма поручительства должна быть минимум в 10 раз меньше капитала, а его чистая прибыль должна составлять более 100 млн. руб. или в 3 раза превышать сумму поручения. При этом учитывается и стоимость зданий, находящихся на балансе поручителя, она должна составлять минимум 300 млн.руб. и превышать сумму поручения минимум в 10 раз.

Что касается соответствия поручителя требованиям, предъявляемым законом, то оно определяется проверкой бухгалтерской отчетности за два последних (отчетных) года. Если же срок предоставления отчетности не наступил, то отчетность предоставляется за два года предшествующих последнему году. При этом каждый год оценивается отдельно. Договор с участником торгов заключается после предоставлений копий документов бухгалтерской отчетности, завизированных поручителем и скрепленных его печатью.

Важным и в принципе ожидаемым новшеством стало исключение из закона страхование ответственности как неработающей формы обеспечения обязательств по контракту. Закон также устанавливает, что безотзывная банковская гарантия, выступающая обеспечением исполнением контракта, выдается исключительно банком или иной кредитной организацией. Кроме этого вводится ряд дополнительных требований, касающихся сведений, которые должны содержаться в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Регламентируются порядок проведения аукциона, в случае, если цена контракта снижена до нуля и порядок подачи протокола разногласий по проекту контракта со стороны победителя аукциона. Подчеркнем, что снята ответственность оператора электронной площадки в части проверки достоверности информации, содержащейся в новых документах и сведениях. (В этом случае установлением истины займутся уже правоохранительные органы). Введено положение, по которому участник размещения заказа, получивший аккредитацию, может подать запрос о разъяснении документации (не более 3 раз).

Изменены сроки подачи проекта государственного контракта оператору электронной площадки, «шаг аукциона» увеличен до 5 %.