12.08.2010  Чиновники обходят закон о госзакупках с помощью одного поставщика

За четыре года действия закона о госзакупках чиновники научились обходиться без торгов, закупая более половины продукции у единственного поставщика. В Минэкономразвития надеются, что ситуацию исправят электронные аукционы.

Закон о госзакупках предусматривает 22 случая (ст. 55), когда заказ можно разместить у так называемого единственного поставщика, исполнителя или подрядчика. В I квартале 2010 года чиновники всех уровней, используя эту статью закона, заключили контрактов с единственными поставщиками на 556 миллиардов рублей, это 61% всех законтрактованных в январе — марте средств, следует из доклада Минэкономразвития правительству.

Сотрудники Минэкономразвития разделили потраченные вне конкурентных процедур средства на две группы. Контракты на 267 миллиардов рублей заключены без проведения торгов, например с естественными монополиями или поставщиками оборонной продукции. А 289 миллиардов рублей планировалось потратить на торгах, но те не состоялись: либо была подана только одна заявка, либо все участники кроме одного были отсеяны чиновниками за несоблюдение условий тендера. Распределенные таким образом деньги почти сравнялись с суммой, законтрактованной с победителями состоявшихся торгов, — 297 миллиардов рублей. Причем средняя сумма контракта, заключенного в результате несостоявшихся торгов (6,9 миллиона рублей), в полтора раза выше, чем на состоявшихся.

Эксперты Высшей школы экономики на основе данных Росстата подсчитали, что в 2006 году (первый год действия закона о госзакупках) объем госзакупок на торгах втрое превышал госзаказ, размещенный у единственного поставщика, говорится в июньском номере журнала "Вопросы экономики". Но в 2008 г. эти показатели сравнялись, а за первые три квартала 2009 года закупки у единственного поставщика обогнали конкурентные.

В этом году консолидированный госзаказ превысит 5 трлн руб. Если тренд I квартала сохранится, то более 3 трлн руб. будет размещено без конкуренции. Цифры по I кварталу примерно соответствуют данным за 2009 год, говорит замдиректора департамента Минэкономразвития Анна Катамадзе: около 30% средств потрачено на закупку у единственного поставщика, примерно 20% распределено по несостоявшимся процедурам, еще до 10% пришлось на запросы котировок и закупку по счетам-фактурам.

По словам Катамадзе, ситуация с несостоявшимися торгами вызвана тем, что чиновники наработали схемы проведения "кабинетных" аукционов с отсеиванием неугодных поставщиков, а поставщики сговариваются и делят контракты, чтобы получить их по максимальной цене. Тенденция стала очевидной еще в 2008 г., поэтому министерство предложило перевести аукционы на электронные площадки, говорит Катамадзе. На них соблюдается конфиденциальность поставщиков, а благодаря их количеству сложнее провести тендер, на который будет подана только одна нужная заявка, считает она.

Как следует из доклада Минэкономразвития, больше всего в I квартале согласовывали закупки у единственного поставщика или проведение закрытых торгов силовики: от Минобороны поступило 1096 запросов (22% всего объема), от ФСБ — 362. По словам чиновника Минобороны, контрактов с единственными поставщиками у Минобороны больше половины, причем по НИОКР — больше двух третей. В закупках военной техники монополизм оправдан, многие виды оружия производит один завод, продолжает собеседник. Но бывает, что поставщик покупает такой статус и поставляет в армию недоброкачественную и сверхдорогую продукцию, замечает он, — такие скандалы были с поставкой сухих пайков. Закупки у единственного поставщика — вынужденная мера, говорит чиновник, занимающийся закупками в федеральном ведомстве: при проведении аукциона трудно проконтролировать качество поставки, а если отказаться от некачественной поставки, уйдет еще два месяца на проведение новых процедур.

Проблема в том, что процедура аукциона не подходит для закупки многих товаров, а заказчик хочет быть уверен в том, что ему поставят то, что надо, говорит гендиректор Центра размещения государственного заказа Александр Строганов: нужно сместить акцент в законе с процедурных вопросов на нужды заказчика. Закон оставляет возможность закупки у единственного поставщика, в итоге многие этим пользуются, чтобы не остаться совсем без поставок, объясняет он.