28.09.2010 В 2012 г. доля продукции МСБ в ВВП РФ составит 29% Ожидается, что к 2012 году Россия сможет приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело, их число составит 10%, что превысит теперешний уровень в 4 раза. На поддержку малого бизнеса в 2012 году будет направляться около 0,2% расходов федерального бюджета. Доля выпуска продукции малых и средних предприятий в 2010 г. составит 23% ВВП, в 2011 г. – 27%, в 2012 г. – 29% ВВП. Такие данные содержатся в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, подготовленном Минэкономразвития РФ и одобренном Правительством РФ на заседании 23 сентября. В документе, опубликованном на официальном сайте Минэкономразвития РФ, специальный раздел посвящен поддержке малого и среднего предпринимательства. Развитие МСП рассматривается как одна из основных задач экономической политики, при этом отмечается, что ключевая проблема МСП по итогам ежемесячного мониторинга состояния бизнеса, проводимого общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации – спад спроса на продукцию, который отмечает половина респондентов. Важными проблемами являются также низкий уровень доступа к офисной и производственной недвижимости и формирование доступной системы инфраструктуры поддержки субъектов МСП, связанной с государственным регулированием и налогообложением предпринимательской деятельности. Для решения ключевой проблемы – обеспечения спроса на продукцию (работы, услуги) МСП через государственный (муниципальный) заказ, в дополнение к принятым в 2008 году изменениям в законодательство о государственном и муниципальном заказе (распространение требований о проведении специализированных торгов для малых компаний, увеличении в 5 раз (до 15 млн рублей) максимального размера лота при специальных торгах) большой потенциал для увеличения участия малых компаний в государственном заказе содержится в развитии электронных аукционов, считают в МЭР. Именно при таком размещении заказа статистика показывает наибольшее участие малого предпринимательства. Поэтому ставится задача увеличения доли государственного (муниципального) заказа, размещаемого на торгах через электронные аукционы, до 25% к 2012 году. Планируется также установить административную ответственность должностных лиц заказчиков за несвоевременную оплату государственных и муниципальных контрактов. Доля государственного (муниципального) заказа, заказа естественных монополий и государственных корпораций, размещаемого у субъектов малого и среднего предпринимательства, к 2012 году должна увеличиться более чем в 2 раза (до 35%). При этом, подчеркивается в документе, поддержка спроса на продукцию малых и средних компаний за счет использования возможностей государственного (муниципального) заказа не должна подменять собой работу по повышению спроса на продукцию малых и средних компаний за счет роста конкурентоспособности такой продукции. Как правило, конкурентоспособные малые и средние компании являются экспортерами продукции, в связи с чем мероприятия сосредоточены на поддержке данной группы малых и средних компаний и включают в себя выплату ряда финансовых субсидий за счет средств бюджетов всех уровней и более активное вовлечение торговых представительств Российской Федерации в реализацию программ содействия экспортерам. С 2005 года Минэкономразвития России осуществляет предоставление субсидий предприятиям-экспортерам. Общее число получателей поддержки превысило 400 компаний. К 2012 году число получателей такой поддержки будет увеличено до 1000 компаний. Проблема низкого доступа к офисной и производственной недвижимости актуальна для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2006-2008 гг. принят ряд федеральных законов, позволяющих субъектам РФ и органам местного самоуправления формировать перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного исключительно для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. На основании последних данных (за I квартал 2010 г.), перечни недвижимого имущества, предназначенного для предоставления МСП, сформированы в 54 субъектах Российской Федерации. В указанные перечни в общей сложности включено 55 тысяч 46 объектов общей площадью 12 млн 530 тыс. 628 квадратных метров. Формирование региональных перечней в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании свыше 100 тыс. жителей, а также формирование перечня федерального имущества позволит в 2 раза повысить показатель доступности недвижимости для малых и средних компаний. Оценка будет осуществляться на основе данных, предоставленных общероссийскими общественными объединениями предпринимателей. Реализуются нормы законодательства Российской Федерации в части предоставления преимущественного права выкупа арендаторами-субъектами МСП арендуемого недвижимого имущества. В целом по состоянию на июль 2010 г. в Российской Федерации заключено 12332 договора о выкупе арендуемых субъектами МСП помещений. Доступ к объектам недвижимости, относящимся к технологической инфраструктуре (электросети, газовая и коммунальная инфраструктура), является для малых компаний, начинающих бизнес, не менее важным, чем доступ к производственным помещениям. Предлагается реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность естественных и локальных монополий в части стандартизации административных процедур, установления экономически обоснованных тарифов, предоставления возможностей по вовлечению в коммерческий оборот созданных компаниями объектов (услуг) технологической инфраструктуры. В итоге доля затрат на доступ к технологической инфраструктуре малых и средних компаний, начинающих бизнес, в общих затратах на начало дела должна снизиться в 3 раза к 2012 году. Для начала собственного дела, модернизации производства, выхода на новые, в том числе зарубежные рынки повышение уровня бизнес-образования предпринимателя и его работников является необходимым условием. В настоящее время прохождение бизнес-образования является в соответствии с требованиями ведомственных актов Минэкономразвития России необходимым условием предоставления грантовой поддержки начинающих предпринимателей. К 2012 году показатель доли начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших обучение по программам бизнес-образования, от совокупного количества начинающих субъектов малого предпринимательства должен составить 15%. Одна из крупных задач проекта – формирование доступной системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. За период 2005-2009 гг. уже проведена значительная работа по формированию инфраструктуры поддержки МСП: – в 56 субъектах Российской Федерации создаются 106 бизнес-инкубаторов, из которых 83 бизнес-инкубатора открыто, 23 – в стадии завершения строительства; – 73 региональных гарантийных фонда поручительств по кредитам малых компаний; – 23 венчурных региональных компаний и 3 фонда прямых инвестиций, осуществляющих поддержку инновационных и производственных бизнес-проектов; – создаются промышленные парки, из которых один открыт, один в стадии создания, начато финансирование технопарка. На период до 2012 года предлагается продолжить реализацию указанных проектов с тем, чтобы ежегодно создавать 30-40 региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, завершить создание фондов гарантий в каждом субъекте Российской Федерации, повысить капитализацию региональных венчурных фондов (не менее 400 млн рублей каждый), сформировать систему промышленных парков и технопарков – не менее 10 объектов к 2012 году. В 2009 году поддержка муниципальных программ осуществлена в 24 субъектах Российской Федерации, что позволило поддержать 336 муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства по всей России. Стратегическим направлением должно стать увеличение поддержки муниципальных программ развития субъектов малого и среднего бизнеса до 400 муниципалитетов к 2012 году. В 2010 году расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы поддержки предпринимательства составят 24 млрд рублей, в том числе: – 16 млрд рублей – субсидии регионам по линии Минэкономразвития России, включая 2 млрд рублей на поддержку инноваций, 2 млрд рублей на моногорода и 1 млрд рублей. на Северный Кавказ; – 1 млрд рублей – Фонд содействия развитию предприятий в научно-технической сфере целевым образом на программу поддержки компаний, созданных высшими учебными заведениями; – 2 млрд рублей – квота в программе Минпромторга России на поддержку экспорта; – 5 млрд рублей – квота в Фонде ЖКХ для размещения заказа среди малых компаний. При этом в бюджетах регионов расходы на поддержку малого и среднего предпринимательства остались на уровне 2009 года. По состоянию на июль 2010 года в Минэкономразвития России представлено 829 конкурсных заявок от субъектов Российской Федерации на общую сумму 28,3 млрд рублей. По итогам заседаний конкурсных комиссий Минэкономразвития России уже распределено субсидий между субъектами Российской федерации на общую сумму в 15,1 млрд рублей (среди всех регионов, за исключением Ненецкого АО). В 2010 году основной акцент в программе сделан на поддержку инновационных малых компаний и поддержку компаний, осуществляющих модернизацию производства и экспорт произведенной продукции, при этом сохраняются наиболее востребованные направления: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, обучающие программы. Среди основных мер поддержки начинающих малых инновационных компаний можно выделить гранты малым компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях. Сумма гранта составит 0,5 млн рублей на одного получателя поддержки – юридическое лицо. В число приоритетов включена поддержка экспортоориентированных малых и средних предприятий. Сейчас поддержка малых компаний-экспортеров минимальна: за 5 лет программы поддержано 540 компаний. Поддержка будет оказана 10-15 регионам, представившим комплексные программы поддержки экспортоориентированных малых компаний. Следующий блок поддержки – это развитие лизинга малых и средних компаний и развитие специализированной инфраструктуры имущественной поддержки предприятий. Рынок лизинга в России очень мал – около 90 млрд рублей, из которых только четверть – это лизинг оборудования. Направив на развитие лизинга 3 млрд рублей действительно можно существенно расширить предложение для малых компаний по данному направлению. Еще одно направление – предоставление широкого доступа населения к обучению основам предпринимательства. Приоритет отдан краткосрочным курсам (до 100 часов), планируемое число обучаемых – до 50 тыс. человек. Продолжится реализация программы повышения энергоэффективности производства, направленная на повышение конкурентоспособности МСП за счет применения технологий энергосбережения. В 2010 году субсидии федерального бюджета на финансирование программы энергоэффективности предоставляются на: обучение для субъектов МСП; субсидирование затрат, связанных с проведением: энергетических обследований, работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках энергосервисных договоров (контрактов); а также затрат на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов. Новыми направлениями станут: существенное увеличение региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, и муниципальных программ монопрофильных городов. Поддержка малого предпринимательства моногородов будет проводиться в рамках муниципальных программ поддержки. Основные мероприятия таких программ: гранты, микрофинансирование, строительство бизнес-инкубаторов, образовательные программы, промышленные парки. На реализацию программ в моногородах в 2010 году должно быть направлено 2 млрд рублей федеральных субсидий. В настоящее время при участии Минэкономразвития России разработаны и утверждены все 27 муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства в моногородах. Существенный потенциал для развития предпринимательства связан со снижением издержек субъектов МСП, связанных с государственным регулированием и налогообложением предпринимательской деятельности. В 2009 году вступил в силу федеральный закон, сокращающий число проверок субъектов предпринимательства, устанавливающий уведомительный принцип начала деятельности. Внесен ряд изменений в специальные налоговые режимы, которые позволяют распространить их действие исключительно на малые компании, а также расширяющие доступ к таким налоговым режимам. На период до 2012 года планируется обеспечить реализацию требований законодательства о проведении один раз в 5 лет сплошного статистического обследования сектора малых и средних компаний, упростить требования по ведению бухгалтерского учета компаниями, применяющими специальные налоговые режимы, заменить административные механизмы обеспечения ответственности предпринимателей за безопасность производимых товаров на гражданско-правовые – декларирование, технический аудит, страхование ответственности, саморегулирование. Результатом должно стать снижение в 2 раза доли издержек в выручке компаний на преодоление административных барьеров и существенное расширение числа предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим в виде патента при упрощенной системе налогообложения. Еще одна задача, поставленная МЭР на период до 2012 г., - расширение доступа малых и средних компаний к финансированию. На программы грантовой поддержки начинающих – безвозвратные ссуды до 300 тыс. рублей – направлено 1,6 млрд рублей федеральных ресурсов. С учетом региональных средств подпрограмма составит 2,2 млрд рублей, это поддержка 8600 начинающих предпринимателей. Приоритетом пользуются граждане из числа безработных, а предоставлению средств предшествует обязательное обучение основам предпринимательства и защита бизнес-плана. Гранты предоставляются в 66 регионах. На развитие микрофинансирования (возвратные средства для займов до 1 млн рублей и сроком на 3-4 месяца) – направлено 2,2 млрд рублей федеральных и региональных средств. Средний займ составляет 500 тысяч рублей и возвращается в течение 3-4 месяцев (поддержано более 16 000 компаний). До 2009 года функционировало 33 региональных гарантийных фонда с общей капитализацией около 6 млрд рублей. К октябрю 2009 года общая капитализация гарантийных фондов составила около 12 млрд рублей, из которых 3,6 млрд рублей были выделены из федерального бюджета. Постановлением «О дополнительных мерах государственной поддержки субъектов МСП» из федерального бюджета дополнительно выделено 7,5 млрд рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для повышения уровня капитализации гарантийных фондов и фондов поручительств, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. На мероприятия по компенсации расходов по оплате процентов по банковским кредитам в 2009 году направлено более 2 млрд рублей за счет средств федерального и региональных бюджетов, что означает компенсацию расходов по кредитам на сумму не менее 30 млрд рублей кредитов малым и средним компаниям. За счет средств федерального бюджета в 2009 году начата реализация программы ОАО «Российский банк развития» по рефинансированию кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства, а также кредитованию микрофинансовых, лизинговых и факторинговых организаций. На 01.01.2010 г. общий объем средств, предоставленных Внешэкономбанком ОАО «РосБР», составил 49 млрд рублей. Уже заключены соглашения с 97 банками по реализации данной программы, перечислено 30,85 млрд рублей кредитных ресурсов. По состоянию на июль 2010 г. РосБР заключены соглашения с 55 лизинговыми компаниями на общую сумму 7,4 млрд рублей, с пятью негосударственными микрофинансовыми организациями первого уровня на общую сумму 545 млн рублей, с семью государственными и муниципальными фондами поддержки малого и среднего предпринимательства на сумму 940 млн рублей, а также четырьмя факторинговыми компаниями на общую сумму 1430 млн рублей. Для обеспечения к 2012 году объема программы в размере 200 млрд рублей (5% от кредиторской задолженности сектора за 2008 год) в 2011 году потребуется направить в ОАО «Российский банк развития» на реализацию программы дополнительно 40 млрд рублей. Еще одна важная задача - формирование института «обратной связи» с предпринимателями для оценки влияния принимаемых органами исполнительной власти решений. Сейчас в России действуют 4 крупнейших предпринимательских объединения: «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленная палата Российской Федерации, «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей). К 2012 году планируется увеличить в 2 раза число предпринимателей – членов общественных объединений. Решение основной задачи – увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства – напрямую связано с пропагандой идей предпринимательства. Для реализации данной задачи планируется максимально использовать возможности телевидения, радио, Интернета, наружной рекламы с выделением на их применение средств федерального бюджета в счет средств, предусмотренных на государственную поддержку МСП. |