28.09.2010 Рынок страхования госконтрактов не умрет Рынок страхования ответственности по госконтрактам составит по итогам 2-го полугодия 2010 г 550 млн руб. Об этом говорится в исследовании "Эксперт РА". Агентство отмечает, что 2 августа 2010 г вступили в силу поправки к закону о госзакупках 94-ФЗ, исключающие страхование из числа способов обеспечения выполнения обязательств по госконтрактам. Причины: условный характер обязательств страховщиков, отсутствие права регресса, несоответствие принимаемых рисков существующей страховой емкости. На рынке так и не были определены общие правила игры, ни на законодательном уровне, ни на уровне саморегулируемых организаций, что оставило широкое поле для различных злоупотреблений. Добросовестные игроки были вытеснены с рынка, страхование как вид обеспечения обязательств по госконтрактам было дискредитировано. Однако по прогнозу агентства взносы во 2-м полугодии 2010 г не обнулятся: 550 млн руб во втором полугодии 2010 г будут получены за счет страхования ответственности по 94-ФЗ в июле и августе 2010 г и в рамках тендеров, проводимых не по 94-ФЗ. Генеральный директор САО "Гефест" Александр Миллерман отмечает: "Государственные корпорации, которые живут по своим законам, все еще имеют возможность проводить тендеры не по 94-ФЗ. К ним относится, например, "Олимпстрой". Есть и другие законы, которые действуют параллельно с 94-ФЗ. Но, конечно, того рынка, который существовал еще несколько месяцев назад, уже нет". По оценке "Эксперт РА", в 2009 г объем рынка страхования ответственности по госконтрактам составил 4,3 млрд руб. В 1-ом полугодии 2010 г совокупная величина взносов, полученных по этому виду страхования, была равна 2,055 млрд руб, снизившись по сравнению с 1-ым полугодием 2009 г на 4 проц. По мнению "Эксперт РА" существует Есть 2 варианта "реанимирования" рынка страхования ответственности по госконтрактам. Первый - введение страхования ответственности по госконтрактам с четкой детализацией параметров договора страхования, предусматривающих отказ в выплате при условии мошеннических действий со стороны страхователя. Однако этот вариант устраняет лишь проблему лазеек и злоупотреблений в законодательстве. Остальные проблемы остаются без решения. Второй вариант - введение нового вида - страхования поручительств по аналогии с западными Surety Bond. Бесспорными плюсами этого инструмента являются: защита от всех рисков, наличие у страхователя стимулов для выполнения обязательств и наличие западных перестраховочных емкостей по перестрахованию договоров страхования поручительств, по которым покрываются риски неисполнения страхователем своих обязательств по основным договорам. |