15.12.2010  Лидировать в рейтинге прозрачности госзакупок престижно?

   Совокупные потери госсектора от закупок по завышенным ценам составили в 2009 году порядка 280 млрд рублей, что меньше соответствующего значения за аналогичный период прошлого года на 23,5%. Таковы результаты, озвученные 15 декабря в Москве по итогам «Национального рейтинга прозрачности закупок 2010».
   Как показали результаты исследования состояния и динамики российского рынка госзакупок, наиболее высокий уровень завышения отмечен в сегменте федеральных госзакупок – 10%. Тем не менее относительно показателей 2008 года он снизился на 2%. У региональных заказчиков этот уровень завышения равен 4,5%, у муниципальных – 7,2%.
   Как сообщил руководитель аналитического центра Национального рейтинга прозрачности закупок Андрей Кашутин, совокупный объем госзаказа составил в 2009 году порядка 3,9 трлн руб., сократившись на 7,1% по сравнению с 2008 годом. Госзаказ занимает 30% совокупного оборота национального рынка закупок, остальные закупки приходятся на коммерческие организации.
   По словам эксперта, у федеральных и региональных государственных заказчиков улучшились значения показателей конкуренции на конкурсных процедурах: среднее число поставщиков, допущенных на одну конкурсную процедуру, составило 2,8 и 3,4 для федеральных и региональных заказчиков соответственно против значений 2,5 и 3,4 в 2008 году; доля заказа, размещенного по результатам несостоявшихся торгов без участников или с одним участником, уменьшилась у федеральных и региональных заказчиков соответственно на 10% до уровня 29% и на 15% до уровня 26% соответственно.
   Порядка 58% объема госзаказа было размещено через открытый аукцион, 37% - на открытых конкурсах, 4,5% - через запросы котировок и только 0,5% - на открытом аукционе в электронной форме.
   Показательно, что антикоррупционные стандарты поведения, как и лучшие практики управления госзакупками присущи заказчикам регионального, но не федерального уровня.
   Среди госзаказчиков уровня субъектов РФ «гарантированную прозрачность» продемонстрировали только четыре участника – Москва, Алтайский край, Владимирская область и Республика Татарстан. Это составляет всего 4,8% от общего числа участников, еще 20,5% участников продемонстрировали «высокую прозрачность», 45,8% - «среднюю прозрачность», 16,9% - «базовую прозрачность», 12% -«низкую прозрачность». В число аутсайдеров рейтинга попали Белгородская, Псковская, Московская, Иркутская, Смоленская, Калининградская, Свердловская, Ярославская области, Республика Коми и Марий-Эл.
   Как и в предыдущие три года ни один участник федерального уровня не попал в самый высокий уровень – «гарантированная прозрачность». «Высокую прозрачность» - продемонстрировали 16,1% федеральных участников, «среднюю прозрачность»- 34,5%, «базовую прозрачность» - 26,4%, «низкую прозрачность» - 23%. «Высокую прозрачность» продемонстрировали, в частности, такие органы исполнительной власти, как Министерство юстиции, ФАС, ФМС, МЧС, Министерство экономического развития, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей. В числе отстающих с «низким уровнем прозрачности» - Пенсионный фонд РФ, ФСБ, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ФТС, Федеральное агентство по делам молодежи, ФНС, Минздравсоцразвития. А в самом хвосте этого «антирейтинга» - Министерство промышленности и торговли, Министерство регионального развития, Федеральное агентство по информационным технологиям.
   На вопрос ИА «Альянс Медиа», почему негативная оценка по ежегодным результатам «Национального рейтинга прозрачности закупок» не стимулирует федеральные ведомства совершенствовать механизмы госзакупок, Андрей Кашутин ответил, что по результатам рейтинга внесен целый ряд поправок по совершенствованию законодательства в сфере гозакупок, поэтому рейтинг можно смело назвать институтом влияния на госзаказчиков. Тем не менее он не стал отрицать, что результаты рейтинга демонстрируют: у федерального сегмента есть потенциал для развития и совершенствования механизмов и принципов госзакупок. «На самом деле ряд федеральных организаций, например, ФСИН, сильно продвинулись в сфере прозрачности механизмов госзакупок для поставщиков. Но Минздрав, что поделаешь, там все так, как есть, в том числе, непрозрачные процедуры, завышение цен» - констатировал эксперт.
   На это его высказывание отреагировали представители федеральных ведомств, отметив, что им необходима профессиональная помощь - аналитические центры, которые будут давать экспертные оценки по установленным стартовым ценам и техническим требованиям к проведению конкурсов, чтобы установить прозрачность конкурсов еще до их проведения.
   «Мы собираемся создать подобный экспертный орган», - заверил А. Кашутин.