06.03.2011 Названы главные виновники роста цен Ценовым беспределом Россия обязана картельным сговорам, опутавшим все сегменты экономики. Именно эти "неформальные объединения" являются одной из ключевых причин инфляции на потребительском рынке, наряду с монетарными факторами и неурожаем, заявил во вторник глава ФАС Игорь Артемьев. "Я даже не могу назвать рынок, где бы их не было", – посетовал он. При этом руководитель антимонопольного ведомства подчеркнул, что подобные утверждения базируются не на пустом месте: у ФАС есть серьезная база доказательств. Артемьев напомнил, что МВД уже возбудило уголовное дело по факту картельного сговора СУЭК, "Русского угля" и "Стройсервиса", а ранее прокуратура объявила о возбуждении уголовного дела по сговору на рынке лекарственных препаратов. "Около десяти фармацевтических компаний привлекаются сейчас к ответственности, ведется расследование. Но пока рано говорить о том, чем будет дело завершено", – сказал глава ФАС. В разработке ведомства находится еще порядка десяти дел по факту создания картелей, которые планируется возбудить в ближайшее время. Угроза нависла над игроками страхового рынка (КАСКО, ОСАГО) и рынка хлора. По словам Артемьева, именно хлорные договоренности лежат в основе роста тарифов на питьевую воду для всех россиян с 2000 года. Одновременно ФАС изучает ситуацию на предмет существования картелей еще на пяти – шести рынках, в том числе в химической промышленности, фармацевтике, ТЭК, на рынке соли. Кроме того, антимонопольщики намереваются вести постоянный мониторинг ситуации на рынках, где повышение цен воспринимается особенно болезненно, – моторного топлива, лекарственных средств и продовольствия. Впрочем, это вовсе не означает, что эксперты ФАС будут ходить по продуктовым магазинам. "Нам вообще у ларьков делать нечего, это конкурентный рынок", – поясняет Артемьев. Ведомство собирается следить за крупными предприятиями, такими, например, как нефтеперерабатывающие, мясоперерабатывающие и молокозаводы, которые нарушают закон о конкуренции при закупках сырья или завышают цены на свою продукцию. И вообще, по словам руководителя ФАС, следует "уходить от мелких, мелочных дел" и "стараться работать по крупным, чтобы это приводило к макроэкономическим изменениям". Пока серьезных изменений в экономике усилия ФАС не обеспечили, хотя назвать работу ведомства вовсе неэффективной было бы несправедливо. В 2010 г. антимонопольщики сумели собрать более 6 млрд руб. штрафов, в основном, за счет вертикально интегрированных нефтяных холдингов, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке нефтепродуктов. Сумма выглядит внушительно на фоне предыдущих достижений – 1,236 млрд в 2008 г. и 1,032 млрд в 2009 году. Но и она теряет свой блеск, если вспомнить, что изначально штрафов было насчитано в два с лишним раза больше: по итогам первой и второй волны дел против нефтяников в 2008 и 2009 гг. они составили 15 млрд рублей. Однако получить эти деньги не так-то просто: энергетические гиганты до последнего бьются за каждую копейку. Причем эта борьба вовсе не отбила у них желания сбиваться в картели. В феврале текущего года возбуждено очередное дело в отношении ряда крупнейших нефтяных компаний. И все же определенные сдвиги происходят. За последние несколько лет ФАС удалось добиться права взимать штрафы в процентах от оборота компании-нарушителя вместо прежних фиксированных сумм, а также ввести закон об уголовной ответственности за создание картелей. Осенью прошлого года был запущен специальный сайт "Антикартель", где в доступной форме гражданам рассказывают о том, что такое картели и чем они плохи и куда любой желающий может сообщить об известном ему картельном сговоре. Сейчас ФАС делает ставку на развитие сотрудничества с силовыми структурами, поскольку сама антимонопольная служба не имеет права проводить оперативно-следственные мероприятия, без которых бывает просто невозможно доказать наличие сговора. Доказательство подобных преступлений – вообще самое слабое место в работе надзирательных органов. Но главная проблема заключается в том, что ФАС приходится лечить симптомы болезни, причина которой заключается в отсутствии благоприятных условий для развития конкуренции в России. И в этом смысле желание ведомства не разбрасываться по мелочам вполне похвально, если, конечно, оно получит реальное воплощение в жизнь. Тогда небольшой бизнес сможет испытать хоть какое-то облечение. |