10.04.2011 Поправки в закон о госзакупках ГД рассмотрит сразу во II и III чтениях Поправки в закон о госзакупках, которые должны сделать начальную цену контракта более понятной и прозрачной и повысить гарантии закупки качественного оборудования и товаров, Госдума рассмотрит в понедельник на дополнительном пленарном заседании во втором и третьем чтениях. Как сообщил ранее РИА Новости глава думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, обсуждение законопроекта начнется в 16.00. После рассмотрения его во втором чтении комитет будет рекомендовать принять его в понедельник и в третьем окончательном чтении. Законопроект был внесен в Госдуму правительством РФ 1 апреля. В минувшую среду нижняя палата парламента приняла документ в первом чтении. Ко второму на него поступило 59 поправок, из них 26 профильный комитет по итогам заседания рекомендовал к принятию, а 25 - к отклонению. Еще восемь поправок будут вынесены на отдельное обсуждение палаты. Согласно поправкам, за которые депутаты проголосовали в первом чтении, цена контракта должна быть установлена с указанием источников получения информации о стоимости товаров (работ, услуг), являющихся предметом заказа. Заказчик получает право устанавливать дополнительные требования, связанные со сроками и с объемом предоставления гарантий на данный товар. Правительство РФ получает право определять любые особенности закупок инновационных и высокотехнологичных товаров, но такие решения для обеспечения прозрачности будут приниматься на заседании правительства. Также оно сможет устанавливать встречные требования при исполнении госконтрактов по конкретному заказу для федеральных нужд. Как пояснил журналистам глава профильного комитета Мартин Шаккум, поправки в законопроект ко второму чтению, которые были рекомендованы к принятию, предусматривают право правительства РФ устанавливать дополнительные требования, в том числе квалификационные (так называемая предварительная квалификация) к участникам размещения заказа в определенных товарных группах, видах услуг и работ для федеральных, региональных или муниципальных нужд. Соответствующее решение будет приниматься на заседании правительства. Такая предквалификация позволит, по мнению авторов поправки, исключить недобросовестных подрядчиков. Также, как пояснил Шаккум, если депутаты проголосуют "за", правительство сможет в отношении конкретных заказов для государственных нужд включать в контракт дополнительные условия его исполнения, в том числе не связанные с предметом контракта. Ко второму чтению предлагается поправка, которая уточняет порядок формирования начальной цены контракта. При ее обосновании помимо данных статотчетности, реестра контрактов и так далее, заказчик сможет предоставлять исследования рынка, в том числе проведенные по его инициативе посредством заключенного контракта или гражданско-правового договора с экспертами в этой области. Вводятся требования о поставке товара, который должен быть новым (не бывшим в употреблении) и с неистекшим сроком годности. "Расширяется перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика. В него включены лица, привлекаемые бюджетными учреждениями, заключившими контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), и сами бюджетные учреждения в случае выполнения таких разработок за счет полученных грантов", - рассказал депутат. Также в этот перечень попадают художники-постановщики, декораторы, гримеры и заказы на изготовление декораций, сценической мебели и театрального реквизита. Кроме того, уточняется норма о размещении заказа у субъектов малого предпринимательства. Так, предусматривается обязанность размещения заказа в объеме не менее чем 10% и не более чем 20% общегодового объема поставок товаров или выполнения работ и услуг для всех заказчиков, кроме случаев, когда заказ затрагивает нужд обороны страны и безопасности государства. Предлагается в законе о госзакупках конкретизировать, что заказчик должен определить обязательства по контракту, которые поставщику необходимо обеспечить, в случае поставок медицинского оборудования при начальной цене контракта в 50 миллионов рублей и более. В закон также может быть внесена поправка, которая позволит проводить закрытый конкурс (его участниками могут быть только лица, имеющие допуск к государственной тайне), если заключается контракт на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных предметов, коллекций, редких и ценных изданий. Вместе с тем поправок в порядок проведения закрытого конкурса не вносится. Депутат пояснил, что законопроект "рассматривается в очень сжатые сроки, но это не является нарушением регламента". "Мы вводим ускоренную процедуру в связи с тем, что правительству необходимо реализовывать программу, связанную с закупкой медицинского оборудования и техники. Необходимо, чтобы эти закупки проходили максимально эффективно для государства, был выбран лучший товар и с оптимальной ценой", - сказал Шаккум. При рассмотрении законопроекта в первом чтении замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев также подчеркнул, что поправки носят "неотложный характер", направлены на эффективность реализации бюджетных средств в текущем году и не отменяют подготовку принципиально нового закона о госзакупках. По его словам, документ, более серьезно совершенствующий эту систему, разработчики должны представить до 1 сентября. Тема совершенствования системы госзакупок в последнее время стала предметом оживленной дискуссии. Обсуждались поправки в действующий федеральный закон №94, предложенные ФАС, и концепция Федеральной контрактной системы (ФКС), разработанная Минэкономразвития и Высшей школой экономики. В итоге было решено пока не ликвидировать ФЗ-94, но оперативно внести в него поправки. Вместе с тем Минэкономразвития отмечает, что изменения в закон не смогут вывести ситуацию с госзакупками на качественно новый уровень, а лишь внесут порядок в закупку ряда товаров на конкурентных рынках. В конце ноября прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев в послании к федеральному собранию раскритиковал действующий закон. По его словам, нецелевые расходы при госзакупках, включая прямое воровство и "откаты", составляют не менее триллиона рублей в год. Тогда же он поручил до 1 апреля разработать новый вариант закона о госзакупках с учетом требований инновационного развития экономики. |