11.04.2011 Эксперты считают, что законодатели «прокатили» реформу госзакупок Решение Госдумы принять сразу во втором и третьем чтениях поправки к закону о госзакупках ставит жирный крест на затее Минэкономразвития, предлагавшего создать федеральную контрактную систему вместо действующего закона, позволяющего чиновникам воровать 1 трлн руб. ежегодно, считают эксперты. Суть поправок сводится к тому, что необходимо жестко контролировать начальную стоимость контрактов, заключаемых в сфере госзаказа, с тем, чтобы не допустить их завышения и «откатов». Так, законопроект обязывает заказчика обосновывать начальную цену сделки, ссылаясь в том числе и на «реестр государственных и муниципальных контрактов». Однако учитывая, что многие предыдущие контракты уже заключались по завышенным ценам, эта мера лишь зафиксирует ущербные для бюджета цены на заказы. К слову говоря, многие чиновники, как сказал директор фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров, имеют обыкновение размещать бюджетные заказы «в своих фирмах». Эти коррупционные отношения нововведения не затрагивают никак. Между тем, как сообщили в Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), бюджеты всех уровней теряют на госзакупках, в частности, из-за того, что закупочные цены значительно превышают рыночные – до 9% от общего объема выделенных средств. Наиболее серьезное завышение цен традиционно фиксируется в таких сферах, как строительство (35%), закупка горючесмазочных материалов (15%), северный завоз. А всего разворовывается примерно 1,5% внутреннего валового продукта (ВВП) страны. По оценкам экспертов, разменяв систему ФКС на доработки ФЗ-94, государство едва ли сможет повысить эффективность закупок, которые уже перевалили за 5 трлн руб. в год. Член совета директоров Межотраслевой системы электронных торгов Алексей Захаров полагает, что попытки депутатов улучшить ФЗ-94 ни к чему не приведут. «Этот закон невозможно доработать, поскольку он не работает. У нас не столько воруют, сколько тратят бюджетные деньги впустую. И федеральная контрактная система как раз предлагала это положение изменить», – подчеркнул он. К сомнительным законодательным новшествам, по мнению специалистов, можно отнести и то, что внесенные поправки предусматривают расширение возможностей для проведения закрытых конкурсов. Так что практика закупок золоченых унитазов и престижных иномарок благодаря «закрытым» от общественности конкурсам также имеет шанс расшириться. |